Из раскопа, заложенного в центре Азова, извлекли три пряжки для плаща – точно такие имелись у средневековых викингов. Не будь инициатором раскопок знаменитый норвежец, ростовские и азовские историки, вполне возможно, решили бы: видимо, 2 тысячи лет назад викингов какими-то неведомыми путями занесло в Приазовье. Но Тур Хейердал организовал эту экспедицию (как оказалось, последнюю в его долгой жизни) специально для того, чтобы доказать: его скандинавские предки имеют азово-кавказские корни. Выходит, не викингов занесло к Азовскому морю, а наоборот: местные воины из племени асов переселились через всю Европу к берегам Норвежского моря. И было это на целое тысячелетие раньше времени доминирования викингов на европейском континенте – на рубеже I века до нашей эры и I века нашей эры. Хейердал несколько десятилетий мечтал об археологической проверке этой догадки. В 1962 году он впервые приехал в Ростов. Потом вчитывался в труды исландского историографа XII-XIII веков Снорри Стурлусона, изложившего сюжеты исландских саг. Стурлусон повествовал о племени богов асов, живших в городе Асгард: асы воевали с соседями ванами, то побеждая их, то терпя поражения; возглавляемые легендарным вождём Одином асы, теснимые на север под ударами римлян, объединились с ванами и уплыли на север по реке Танаис.
Историки считают Одина фигурой мифологической, а потому никому в голову не пришло искать следы его пребывания на земле. Тур решил: если бы Один был богом, он бы только побеждал – боги не знают поражений. Упоминание Стурлусоном о поражениях асов привело его к мысли: Один – реально живший на земле герой, такой, как, скажем, Иисус Христос, имя которого после смерти настолько обросло легендами, что его стали воспринимать как Бога. Кстати, упоминание о кремации Одина, умершего в Швеции, по пути переселения своего племени на север, также свидетельствует о нём как о человеке.
Но как мог Снорри Стурлусон знать об Одине? Хейердал исследовал биографию скальда и выяснил: в начале XIII века он учился в парижском монастыре у монаха-армянина, который мог из древних манускриптов, хранившихся в Эчмиадзине, историко-религиозном центре Армении, знать о событиях I века до нашей эры в Предкавказье.
Допустив, что Один – историческое лицо, Тур Хейердал всю историю Азова прочёл в ином ключе: Азов – это Ас-хов, где «ас» – самоназвание племени, «хов» – по-норвежски «храм», «священное место». Очень близко имени священного города Асгард, где «гард» – по-норвежски «город».
Когда созрела гипотеза об азовских корнях норвежцев, идея раскопок на территории Азова превратилась в конкретный план. Летом 2000 года Тур Хейердал приехал в Азов и посетил археологические раскопки, которыми руководил доцент Ростовского университета Сергей Лукьяшко.
– Мы познакомились, – рассказывает Сергей Иванович, ныне завлабораторией археологии Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН. – Тур стал расспрашивать меня об асах. Я подтвердил: да, жил здесь такой народ, в русских летописях называемый осами (предками осетин). Два поселения асов на восточном берегу Дона, по времени совпадающие с Асгардом, сегодня находятся на территории Азова. Одно полностью уничтожено городской застройкой, другое, Подазовское городище, уже копали. Хейердал страшно загорелся затеять на городище повторные, более детальные раскопки. Он отложил свой отъезд из России, просмотрел все находки интересующего времени в Азовском музее и твёрдо решил следующей весной приступить к раскопкам.
В апреле 2001 года Тур вместе со своим давним другом Юрием Сенкевичем приехал в Азов. Раскопки развернули в районе улицы Дзержинского, где на древнем городище сохранился участок культурного слоя периода античности. Среди находок (а их за сезон было сделано 35 тысяч) оказались фрагменты амфор с «двуствольными» ручками и желудевидными ножками – такие существовали только в I веке до н. э., уже в следующем столетии их не могло быть. И – упомянутые скандинавские пряжки для плащей. Когда подобную пряжку нашли на острове Ньюфаундленд близ Канады, тотчас сделали вывод: викинги появились на американском континенте на четыре столетия раньше Колумба. Пряжки викингов, найденные на месте легендарного Асгарда, по мнению Тура Хейердала, побудят пересмотреть историю европейцев.
Он знал, что его последние находки не вызовут восторга у соотечественников. За год до смерти учёного, на родине его начали травить: как же так, голубоглазые блондины (каковым был и сам Хейердал) – потомки народа, живущего на Кавказе? К такому антропологическому плюрализму научная общественность Норвегии была не готова.
В Прибалтике на протяжении всего I тысячелетия нашей эры фигурируют и некая русь, причем и как создатели древнего Русского государства, так и создатели каких-то прибалтийских княжеств не входивших в Русское государство.
Согласно прусским летописям, в IV в. н. э. роксоланы обитали у Балтийского моря между Вислой и Неманом. Также прусские хронисты сообщают, что «аланы вышли из Пруссии и Samojeden и могли быть племенем вандалов». Прусский летописец епископ Христиан и пользововшийся его хроникой Лука Давид писали о южно-балтийских роксоланах как соседях пруссов, помогавших «их врагам мазурам в войне, последовавшей после пришествия готов в Пруссию… Почитают этих роксолан не за готов, а за руссов». Адам Бременский (XI в.) упоминает на восточном берегу Балтики алан, которые сами себя называли Wizzi, тюрок (Turci) и русов (Ruzzos). Причем Адам знает как руссов в привычном нам понимании – жителей Киевской Руси, «королем» которой был Ярослав Мудрый, так и другое племя с таким же названием, но живущее на юго-востоке Балтийского моря. Вот несколько отрывков из его «Деяний архиепископов Гамбургской церкви»:
«Болеслав, христианнейший король, в союзе с Оттоном III подчинил всю Склавинию, Руссию и пруссов…»
Конечно, можно пойти по простому пути и решить, что речь идет о нападении польского короля Болеслава I Храброго (992—1025) на Ярослава Мудрого в союзе со Святополком Окаянным в 1018 г., что зафиксировано в Повести временных лет. Так и поступил один из переводчиков «Деяний» М. Б. Свердлов. Но во-первых, ни о каком подчинении Руси в 1018 г. речь идти не могла (русичи изгнали поляков). Во-вторых, у Адама союзником Болеслава назван германский император Оттон III, умерший в 1002 г., то есть задолго до похода на Киевскую Русь. Хорошие контакты с Германией Болеславу удалось наладить в 1000 г. при встрече с Оттоном в Гнезно. А после вступления на имперский престол Генриха II (1002 г.) польско-германские отношения резко и надолго ухудшились. То есть захват Руссии мог произойти в период с 1000 по 1002 г. В русских летописях сообщений об этом нет, поэтому речь у Адама шла о другой Руси. О какой?
Н. С. Трухачев, считавший, что именем «русь» мы обязаны балтийским славянам, думал, что Болеслав и Оттон III взяли остров Рюген. Но и это невозможно. Остров Рюген, место обитания племени ругов (ран, руян), входил в Балтийскую Славонию. Раны называются Адамом Бременским своим именем. Он считает их «наиболее храбрым народом из склавов». У Адама упомянутая Руссия отличается от земель балтийских славян и расположена между Славонией и Пруссией, то есть там, где Раввенский аноним помещал роксолан.
В Восточной Прибалтике, рядом с «турками» (видимо хазарами), мифическими амазонками и песьеголовыми бременский хронист и его комментатор, живший позднее, помещают алан:
«Если возвращаться с севера к устью Балтийского моря, первыми встречаются нортманны, затем выступает Скония, область данов, над ней на обширных пространствах обитают готы вплоть до Бирки. Затем на значительной территории царят свеоны вплоть до земли женщин. Над ними, как говорят, живут Wizzi, мири, ламы, скуты и турки вплоть до Руссии…
На этом море есть и другие многочисленные острова, все полные свирепых варваров, и по этой причине мореплаватели их избегают. Говорят, что в близи от этих берегов Балтийского моря находятся амазонки… Говорят некоторые, что они зачинают детей, проглотив глоток воды. Говорят также, что они становятся беременными от проезжих купцов или от тех, которые находятся у них в плену… И когда дело доходит до родов, то мужского пола рождаются песье головые, а женского – прекраснейшие женщины… Песьеголовые – те, которые имеют голову на груди. В Руссии их часто берут в плен, и они лают словами. Там есть также те, которые называются аланы или албаны, которые на их языке называются WIZZI, жесточайшие амброны. Они рождаются с седыми волосами…»
Таким образом, у Адама Бременского упоминаются два народа, которых можно назвать по происхождению северными иранцами. Во-первых, это руссы, жившие между Пруссией и Славонией, известные еще Раввенскому анониму и прусским хроникам. Во-вторых, это аланы у восточного берега Балтийского моря рядом с финскими (мири – меря, ламы) и кельтскими (скуты – скотты, амброны) племенами. Причем аланы Адама Бременского живут именно около берега (очевидно, на каких-то островах), а не на побережье.
По мнению А. Г. Кузьмина, есть все основания связывать алан, русов и тюрок Адама с Руссией-тюрк восточной традиции, а значит – с салтовцами. Выдающийся ученый не без основания считает, что именно страну русов-алан знали скандинавские саги как «Хольмгард» (Holmgarđr).
С этим названием связано немало интересных и запутанных моментов. Более 100 раз встречается оно во всех видах древних скандинавских источников, впервые – в рунической надписи начала XI в. Именно там, по словам северных сказителей, правили русские князья («конунги») Вальдемар и Ярицлейв, то есть Владимир Святой и Ярослав Мудрый. В Саге об Олаве Трюггвасоне, где встречается одно из первых упоминаний «Руси», в Хольмгарде княжит Вальдемар, а события должны относиться к концу Х в. Но странно, что основные действия связаны с Виком – областью, которая платит князю Хольмгарда дань. О подчинении же Вика древнерусским князьям ничего не известно.
Обычно с Хольмгардом отождествляют древнерусский Новгород. Известно, что и Владимир и Ярослав были новгородскими князьями. Но при более внимательном прочтении источников оказывается, что название «Хольмгард» просто перенесено на Новгород, потому что правители Новгорода конца Х – начала XI в. звались русами. Раньше под Хольмгардом у скандинавов подразумевалось совсем другое место.
Первый компонент слова – это германское хольм («остров»). Второй, гард, во многих индоевропейских языках, в том числе и кельтском, который оказал значительное влияние на скандинавские диалекты, – «сад», «огороженное место». Таким образом, получается «огороженный остров», «остров-крепость».
Название Wizzi А. Г. Кузьмин сопоставляет с известной областью Вик на востоке Прибалтики, расположенной напротив острова Сааремаа. Именно Вик упоминается во многих сагах рядом с Хольмгардом. Ученый делает вывод о тождестве Сааремаа и Хольмгарда. Казалось бы, одна из областей аланской Руси на Балтике найдена. Но, к сожалению, серьезных раскопок на острове до сих пор не проводилось, а без археологических данных любое предположение нельзя считать доказаным.
Но обращение к германским и скандинавским источникам еще раз опровергает шведское происхождении русов. И в сагах «русь» никогда не помещалась в Швеции.
В общем, получается, что варяги-русь, или викинги, имели очень смешанное происхождение. Так оно и было. Варяги-русь или более близкое к изначальному звучанию – воринги-роутси были морскими пиратами Балтийского и Черного морей.