Адепты “здорового образа жизни” и разные фитнес-тренеры искренне верят, что спорт — это ключевой — вероятно, самый важный — элемент в рамках усилий по сбросу веса. Однако в действительности результаты многолетних исследований говорят о том, что физические упражнения не играют роли в потере веса.
Автор материала в издании Vox изучил более 60 научных исследований и рассказал, в чем тут дело.
На долю спорта приходится лишь малая часть сожженных калорий
Дополнительные калории, которые вы сжигаете в ходе физических упражнений, — это лишь малая доля энергии, которую вы расходуете в течение дня.
Есть три основных компонента энерготрат: 1) интенсивность метаболизма (уровень основного обмена), или энергия, используемая для нормальной жизнедеятельности в состоянии покоя; 2) энергия, используемая для переработки пищи; 3) энергия, используемая для физической активности.
Важно понять, что мы почти не контролируем интенсивность нашего метаболизма, а он самый энергоемкий. У большинства людей на долю основного обмена приходится от 60 до 80% общих энергозатрат. На переваривание пищи приходится порядка 10%.
Получается, что на физическую активность остается лишь от 10 до 30%, причем не следует забывать, что физическая активность включает в себя все движения (ходьбу, ерзанье и так далее).
Смысл тут в том, что потребление пищи отвечает за 100% энергии, которая поступает в ваше тело, спорт сжигает менее 10% от нее. Это довольно сильное расхождение, которое означает, что компенсировать проступки вашей диеты в спортзале гораздо сложнее, чем принято считать.
Создать значительный дефицит калорий через спорт — непростая задача
Если гипотетический мужчина весом 90,7 килограмма начнет со средней интенсивностью четыре дня в неделю по часу бегать, при этом сохраняя прежнее потребление калорий, он сбросит 2,3 килограмма. Если же он решит повысить количество потребляемой пищи и больше отдыхать с целью восстановиться от дополнительных упражнений, тогда он похудеет еще меньше.
То есть человеку с лишним весом или ожирением, который решит потерять десятки килограммов посредством одних лишь физических упражнений, понадобится невероятное количество времени, воли и усилий.
Спорт может помешать потере веса
То, сколько мы едим, связано с тем, как много мы двигаемся. Когда мы больше двигаемся, мы также больше едим, а когда не занимаемся спортом, едим меньше.
Исследования демонстрируют, что после спорта люди склонны потреблять больше пищи — потому что думают, что сожгли много калорий, а также потому, что больше испытывают голод. Кроме того, наука доказывает, что люди в целом склонны переоценивать количество сжигаемой ими энергии и есть больше, когда занимаются спортом. Кусок пиццы или чашка кофе мокко могут нивелировать час занятий в спортзале.
Кроме того, есть свидетельства, что некоторые после зала просто склонны замедляться, используя меньше энергии на свою неспортивную деятельность. Они решают прилечь, меньше ерзают, потому что устали, или едут на лифте вместо того, чтобы подняться по лестнице.
Это называется «компенсаторное поведение» — имеется в виду то, что мы неосознанно делаем, чтобы восполнить потерянные калории.
Нужно пересмотреть подход к спорту
Йони Фридхофф — врач, работающий с пациентами с ожирением, и он призывает к ребрендингу нашего восприятия спорта.
«Пока мы продолжаем продвигать спорт как основное (и иногда единственное) средство предотвращения или лечения детского или взрослого ожирения, мы также продолжаем обманывать общественность и дезинформировать ее о реалиях долгосрочного управления своим весом».
Причина ожирения находится в мозгу
Группа австралийских ученых из Института биомедицинских исследований Университета Монаша в Австралии провели исследование, во время которого обнаружили в мозге так называемый переключатель, который контролирует вес, сообщает телеканал “360”. Как стало известно, речь идет об определенной цепи нервных клеток, которые отвечают за переключение режима накапливания калорий во время приема пищи. Когда эта группа клеток не функциональна по разным причинам, часто наследственным, у человека возникает ожирение.
Как отмечают специалисты, во время изучения механизмов, отвечающих за повышенную любовь к еде на мышах, они обнаружили в участке мозга данную группу нервных клеток. Исследователи выяснили, что при повышении инсулина в крови активизировались нейроны, которые активно подавали сигналы, трансформирующие белые жировые клетки в бурые, однако при их искусственной блокировке – мыши активно набирали вес.