Определение митохондриальных гаплогрупп дает ничтожную информацию о движении людей в древности

Борис Новицкий написал статью в которой показал практически ненужную работу палеогенетиков в определении митохондриальных гаплогрупп.

Митохондриальная ДНК (мтДНК) не входит в состав 23 пар хромосом человека и не кодирует никакие его гены. Долгое время считалось, что у человека только один геном – в ядре клетки. Но через некоторое время что-то вроде ДНК обнаружили в митохондриях. Ведь митохондрия – это крошечная органелла внутри клеток и содержит еще один, абсолютно самостоятельный геном, но много меньших размеров.

Живая человеческая клетка имеет собственный набор органов, которые называются органеллами. В ядре клетки хранится ее генетический материал. Синтезом новых белков занимаются рибосомы. Накопление и транспортировку разных веществ обеспечивает так называемый комплекс Гольджи. Митохондрии отвечают за выработку энергии. Они имеют собственный генетический аппарат — митохондриальную ДНК, никак не связанную с хромосомами человека. Получается, что каждая митохондрия — как бы отдельная бактерия. Очень давно митохондрии на самом деле были самостоятельными микроорганизмами. Но 1,45 миллиарда лет назад их поглотили другие клетки. И получился симбиоз. И сегодня митохондрия неразрывно связана с клеткой хозяина, являясь его незаменимой частью. Тем не менее, митохондрии собственные гены сохранили. В человеческих сперматозоидах митохондрий нет.
Когда клетка делится, дочерние клетки распределяют между собой митохондрии материнской. Чтобы делящиеся митохондрии могли получить свои копии митохондриального генома, его тоже нужно скопировать, и для этого существуют специальные клеточные механизмы. Как при всяком копировании ДНК, могут происходить ошибки, а значит, случаются митохондриальные мутации. Вот и все, чего достаточно знать, о митохондриальных гаплогруппах.
ДНК митохондрий – это не ДНК Х-хромосомы женщины. Это ДНК чужеродного организма в клетке человека. Хотя и крайне полезный источник энергии. Митохондрия с собственной, не человеческой ДНК, находится в симбиозе с клеткой человека.
Так или иначе, увлекшись мтДНК, показывающими информацию о ДНК все-таки чужих органелл, генетики ничего кроме информационного шума не создают. Но этот шум достигает достаточно высокого порога. Энтузиазм палеогенетиков в определении митохондриальных гаплогрупп преувеличен.
Когда в исследовании ископаемых образцов в каком-нибудь захоронении приводятся иногда до десятка разных мтДНК гаплогрупп, то это говорит только об одном – об абсолютно разношерстной женской компании.

Например, сравним две абсолютно разные культуры культура колоколовидных кубков и культуру шнуровой керамики. Первая культура носителей Y-хромосомной гаплогруппы R1b (эрбинов), вторая – культура ранних ариев (индоевропейская) Y-хромосомной гаплогруппы R1a.

Невзирая на разную историю миграции мужского населения этих культур, разное время возникновения, разное время прихода их в Европу: R1a 5,4 тысяч лет назад, R1b – 4,8 тысяч лет назад, их сопровождали одни и те же мтДНК гаплогруппы. И если “шнуровики” уже в Европе обитали, то “эрбины” только через примерно 500 лет пришли в Европу. Но большого влияния на состав носителей мтДНК не оказали. Возможно, носители митохондриальных гаплогрупп женского пола никогда Европу не покидали, и жили там еще с тех времен, когда в ней обитали более ее древние представительницы.

Смотрим на Европейские культуры неолита. Все те же наборы одних и тех же мтДНК-гаплогрупп:

Обратимся теперь к удаленным на тысячи километров от Европы местам Южного Урала и Алтая. Там обнаружены значительные следы более ранней афанасьевской археологической культуры III-II тысяч лет до нашей эры и поздней андроновской культуры XVI-XII веков до нашей эры. При этом у афанасьевцев мужская гаплогруппа – R1b(˃M269), у андроновцев, ариев, которые пришли с запада позже – R1a(˃M17).

Сравним наборы мтДНК гаплогруппп афанасьевцев и андроновцев:

Получается, что и здесь, на другом краю Евразии, все тот же набор мтДНК. Разница с европейскими только в меньшем числе вариантов одних и тех же мтДНК гаплогрупп. что объяснимо, не такой интенсивной работой генетиков в отдаленных района Южной Сибири.

Можно ли на основе такой почти абсолютной идентичности сделать какие-то глубокие выводы? Сомнительно! Можно только предложить фантазию большого коллектива авторов, специалистов по генетике.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *