Группа учёных: Hjalmar S. Kühl, Амми К. Kalan, Мими Аранджелович, Floris Aubert, Люси Д’Овернь, Аннемари Гедмейкер, Соррел Джонс, Лаура Кехо, Себастьян Рено, Александр Тикл, Els Ton, Joost van Schijndel, Эквоге Э. Abwe, Сэмюэль Ангедакин, Энтони Агбор, Эммануэль Аюк Айимисин, Эмма Бейли, Mattia Bessone, Matthieu Bonnet, Грегори Бразолла, Валентайн Эбуа Бух, Ребекка Канцлер, Хлоя Чиполетта, Хизер Коэн, Кристоф Боеш, изучив образ жизни шимпанзе написали об этом работу “Накопительное метание камней шимпанзе“. Но работа не о собирании камней шимпанзе, а о неком культе у этих приматов.
Учёные обнаружили использование каменных орудий и места складывания камней дикими шимпанзе. Обнаружено четыре популяции в Западной Африке, где шимпанзе обычно бьют камнями по деревьям или бросают их в дупла деревьев, что приводит к заметным скоплениям камней в этих местах. Метание камней шимпанзе было впервые описано Джейн Гудолл. До этого бросание камней и удары не были описаны как обычное поведение какого-либо вида приматов.
Шимпанзе демонстрируют наибольшие различия в поведении при использовании орудий из всех животных, уступая только людям. В то время как все изученные популяции шимпанзе используют листья для добывания пищи, некоторые дополнительно используют палки, прутики и даже копья. Большинство случаев использования каменных орудий наблюдалось в сообществах западных шимпанзе. Разнообразие поведенческого репертуара популяций шимпанзе по всей Африке решительно поддерживает групповые и социально усвоенные культурные традиции у них.
До этого исследования были сообщения и анекдоты о том, как дикие шимпанзе бросали камни в Либерии, Гвинее и Биссау (A.G. чел. об.) в дополнение к случайным наблюдениям за привычными шимпанзе, бросающими камни и другие предметы во время демонстрации угрозы самцами. Первые прямые наблюдения за поведением шимпанзе при бросании камней в связи с присутствием накопленных камней на определенных деревьях (далее “накопительное бросание камней”) были зафиксированы фотоловушками 24 марта 2011 года на временной исследовательской площадке Сангареди ПанАф (TRS) в Гвинее. После этого наблюдения дополнительные процедуры сбора данных, относящиеся к этому поведению, были включены в протокол PanAf и применены ко всем TRS по всей Африке, чтобы обеспечить сопоставимость данных на разных исследовательских площадках (см. Методы).
Поведение шимпанзе при накопительном метании камней
На четырех полигонах: (Боэ, Гвинея-Бисау; Сангареди, Гвинея; гора Нимба, Либерия и Комоэ ГЕПРЕНАФ, Кот-д’Ивуар; Рис. 1) были обнаружены множество дуплистых и / или подпорных деревьев с явными признаками износа и скоплением камней у их основания или внутри дерева (рис. 2). Особи, замеченные на кадрах с камеры-ловушки, были в основном взрослыми самцами, но наблюдались и взрослая самка и подросток, демонстрирующих такое поведение Общим для всех наблюдений за накопительным бросанием камней, продемонстрированных взрослыми была вокализация “пыхтящий крик”. Пыхтящий крик является характерной чертой ритуализованных агонистических проявлений взрослых самцов шимпанзе, которые обычно также включают пилоэрекцию, двуногую стойку, барабанную дробь руками и ногами по корням деревьев, а в некоторых популяциях ему предшествует обрезание листьев.
Таблица 1 Данные с 11 временных исследовательских площадок (TRSS) по всей Западной Африке, где были собраны данные за 14-17 месяцев в период с 2011 по 2014 год для документирования случаев накопительного бросания камней шимпанзе.
Поведение, связанное с накопительным бросанием камней, наблюдалось только у западных шимпанзе. Такое поведение не наблюдалось ни на одном из 17 существующих средне- и долгосрочных исследовательских центров (LRS) по всей Африке. Износ, наблюдаемый на стволах и подпорных корнях деревьев, на которые было направлено накопительное метание камней, указывал на то, что все активные участки использовались в течение некоторого времени. Каменные орудия, по-видимому, регулярно использовались повторно: в 57 из 64 снятых на видео бросков камней шимпанзе подбирал камень у основания дерева, а один раз – изнутри дерева.
Высокая доступность камней не является необходимым фактором, определяющим поведение. В западноафриканских TRSS, такое поведение не наблюдалось. Не было сделано никаких наблюдений за накопительным метанием камней в Бакуне, Собее или Кайане, хотя эти TRSS также демонстрировали относительно высокую плотность камней.
Интересно, что, святилища для накопления камней у “священных” деревьев описаны у коренных народов Западной Африки. На первый взгляд, эти пирамиды кажутся очень похожими на то, что было описано здесь для мест накопления камней шимпанзе, поэтому было бы интересно исследовать, существуют ли какие-либо параллели между накопительным метанием камней шимпанзе и строительством пирамид человеком, особенно в регионах Западной Африки, где местная среда схожа.
Подробный протокол для всех методов PanAf находится в свободном доступе онлайн на веб-сайте http://panafrican.eva.mpg.de.