Письмо Климента Александрийского Феодора. В переводе с греческого Виктор Калашников.
Из посланий пресвятого Климента, автора Стромат, Феодору, Ты поступил правильно, запретив отвратительное учение карпократиан. Это их пророчество называет “блуждающими звездами”, свернувшими с узкого пути заповедей в бездонную пропасть плотских и телесных грехов. Потому что гордясь знанием, как говорится, “глубин сатанинских”, они не заметили как ввергли себя в беспросветный мрак лжи.
И хвалясь тем, что они “свободны”, поработили себя страстям. Поэтому таким людям мы должны совместно и всеми силами противостоять. Даже если кто-нибудь из них скажет что-нибудь верное, то и тогда любящий истину не должен с ними соглашаться, так как не всякое правильное суждение согласно с Истиной. И то, что кажется верным по мнению людей, нельзя предпочитать настоящим истинам, согласным с верой.
Теперь, что касается их постоянных рассуждений о боговдохновенном евангелии от Марка, то частью, это полная ложь, а если и есть элементы истины, то их неверно передают. Истина, смешанная с ложью становится фальшивой, как говорят, даже соль становится безвкусной.А что касается Марка, то он во время пребывания Петра в Риме записал все деяния Господни.
Но, в действительности, он не возвестил всех деяний, и не намекнул на тайные, но выбрал те, которые он счел самыми полезными для роста катехуменов в вере. А когда Петр мученически умер, Марк пошел в Александрию, взяв с собой записи, свои и Петра. Из этих записей он перенес в свою первоначальную книгу те части, которые способствовали росту познания.
Таким образом, он составил более духовное евангелие для продвинувшихся к совершенству. Но он не разгласил того, что не должно произноситься всуе, и не записал иерофанического учения Господа, а только добавил к записанным ранее деяниям другие. Также, он присоединил некоторые изречения, толкование которых, он знал, возведет слушателей в святилище истины, за семь завес.
Вот так, в итоге, он подготовил все без зависти, как я полагаю, и спешки и после смерти оставил свой труд церкви в Александрии, где он сейчас весьма надежно храниться, доступный для чтения только тем, кого посвящают в великие таинства.Но поскольку нечистые духи всегда умышляют погибель человеческому роду, они подучили Карпократа, воспользовавшись хитрыми уловками, заманить в свои сети одного пресвитера александрийской церкви и выманить у того копию Тайного евангелия, которое Карпократ истолковал согласно своим плотским богохульным представлениям и осквернил, смешав святые непорочные слова с самой наглой ложью.
Из этой смеси и произошло учение карпократиан.Поэтому им, как я писал выше, ни в чем нельзя делать уступок, а когда они предъявляют свои подделки, нельзя признавать, что Тайное евангелие написано Марком.
Но даже с клятвой это отрицать! Ибо не всякому человеку можно сказать всякую истину. Поэтому мудрость Божья возвестила через Соломона: “Отвечай глупцу по глупости его”, показывая этим, что от тех, кто умственно слеп, свет истины должен быть сокрыт. И вновь подтвердила: “будет взято у того, кто не имеет”, и “пусть глупец блуждает во тьме”.
А мы – дети света, озаренные “свыше восходом солнца”, т.е. Духом Господним. А “где Дух Господень” – сказала она, – “там свобода”, потому что “все чисто, для тех кто чист”.Поэтому тебе я не поколеблюсь ответить на заданные вопросы, чтобы разоблачить подделки самими словами евангелия. Так, после “когда были они в пути, восходя в Иерусалим”, и далее, до “и после трех дней Он воскреснет”, здесь говорится, слово в слово:”И пришли они в Вифанию.
И была там одна женщина, брат которой умер. И подойдя, она пала ниц перед Иисусом, и говорит Ему: “Сын Давидов, помилуй меня!” Ученики же упрекали ее. И разгневавшись, Иисус ушел с ней в сад, где находилась гробница. И немедленно раздался из гробницы громкий крик. И подойдя, Иисус откатил камень от двери гробницы. И войдя, немедленно протянул руку находившемуся там юноше и поднял его, держа его за руку.
Ученик же, взглянув на Него, возлюбил Его и начал умолять Его быть с Ним. И выйдя из гробницы, они пришли в дом юноши, а он был богат. И спустя шесть дней, Иисус сказал ему, что он должен сделать. И когда наступил вечер, юноша пришел к Нему, в одной простыне [или погребальной плащанице], накинутой на голое тело и остался с Ним в ту ночь, так как Иисус учил его тайне Царства Божия.
И встав, Он вернулся на другой берег.”После этих слов следует: “И подошли к Нему Иаков и Иоанн”, и весь последующий раздел. Но слов “голый с голым” и всего остального, о чем ты писал, здесь нет. А после “и приходит в Иерихон”, добавлено только: “И были там сестра юноши, которого возлюбил Иисус и мать его, и Саломия.
Но Иисус не принял их.”Все же остальное, о чем ты писал, кажется ложью, да так оно есть! Если же дать правильное толкование, согласное с истинной философией, то … “[(Здесь текст неожиданно обрывается)
Письмо в 1958 году обнаружил профессор Колумбийского университета Мортон Смит, умерший в 1991 году. Он утверждал, что нашел текст в монастыре Мар-Саба. Многие исследователи сразу усомнились в подлинности письма, посчитав, что Смит сам его написал.
Исследователь Тимо Паананен из Университета Хельсинки (Финляндия) в своей докторской диссертации доказал, что “Тайное Евангелие от Марка” не является подделкой. Почерк в письме Климента не содержит и так называемого “тремора фальсификатора” и других распространенных признаков подделки.
“Письмо является подлинным текстом античности, хотя трудно установить, было ли оно написано самим Климентом или его учеником Оригеном Александрийским, – резюмирует Паананен. – В любом случае “Тайное Евангелие от Марка”, которое цитируется в письме, является одним из примеров противоречивости текстов новозаветных Евангелий”.
По его мнению, это было связано с частыми изменениями формулировок и грамматики, а также случаями добавления или удаления целых эпизодов.
О работе сообщается на сайте университета.
********
О “воскрешении” Иисусом ученика, который после “воскрешения” взглянув на Него, возлюбил Его и начал умолять Его быть с ним.
Иисус до своего распятия совершил несколько пробных опытов «воскрешения» своих ассистентов… Можно предположить, что действовал он, вероятно, по рецептам колдунов некоторых народов, подобных тем, что сохранились в гаитянском культе «Вуду» восходящем к негритянским культам Африки.