Мракобесие в центре сурово отзывается на окраинах

Многим кажется, что и сегодня можно жить, как сотни лет назад. На фото: участник Кавказской войны.

На фоне расцвета мракобесия уже многим начинает хотеться жить, как сотни лет назад. И они называют это “возрождением национального сознания”.

Такое “возрождение национального самосознания” на Северном Кавказе привело к попыткам вернуть в наши дни и древние обычаи, по которым жили предки. Ингуши изучают адаты, черкесы – «Адыгэ хабзэ», осетины возрождают «Тархон», а казаки – суды чести. В конце января в Иркутской области бурятские шаманы якобы по примеру чеченцев сожгли пять верблюдов, принесённых в жертву ради «укрепления России и её народов». Организатор действа Артур Цыбиков в своё оправдание заявил, что «Рамзан Кадыров по пять верблюдов каждый год сжигает» и претензий к нему нет. Вероятно, он имел ввиду жертвоприношения баранов в мусульманский праздник Курбан-байрам.

По пятницам парни, а по субботам девушки собираются во Дворце культуры Сунженского района Ингушетии и учатся жить, как завещали предки. Три месяца лекций, практика, зачёт, и выпускник получает сертификат о том, что знает ингушские адаты — нормы традиционного права. Ближайший выпуск в школе адатов состоится в апреле.

«На практических занятиях ученики тренируются, как нужно вести себя, как обслуживать старших во время застолья, как обращаться с инструментами старинного быта, что значили рисунки на ткани и почему наши предки носили такие национальные платья, – говорит начальник социального отдела районной администрации Ибрагим Гулиев. – Учатся добровольно, причём слушателей всё больше, и мы планируем открыть такие школы во всех сёлах района».

Свой морально-этический и культурно-духовный кодекс «Адыгэ Хабзэ» реанимируют и молодые черкесы. «Многое из него утеряно, но мы стараемся узнавать и возрождать самые красивые обычаи», – поясняет  черкесский общественник Аслан Бешто.

В основном это касается культурной сферы. Юридическая сторона «Хабзэ», по его словам, сейчас вступила бы в противоречие с законами России. Но некоторые проступки черкесы и сейчас предлагают наказывать с помощью специального органа общественного порицания.

«Мы обсуждаем, в какой форме мог бы существовать такой орган и как вписать его в современную жизнь, – рассказывает Аслан. – Можно  воздействовать на нарушителя, игнорируя похороны и свадьбы в его доме. Такое наказание не противоречит законодательству, но было бы чувствительно для человека. Принимать решения о таких мерах могли бы самые достойные члены общества, на которых добровольно-принудительно возложили бы эту нагрузку. Её можно сравнить с тяжёлой обязанностью ингушских и чеченских стариков, примиряющих кровников. «Судья» должен строго следить за собой и членами своей семьи, чтобы не быть подвергнутым такому же порицанию. Эта идея могла бы дисциплинировать черкесское общество».

Похожий институт общественного порицания  предлагает ввести в Северной Осетии организация «Стыр Ныхас» – («Высший совет осетин»). Он существовал в XIX веке, назывался «Тархон» (в переводе на русский – «суд») и  выносил решения на основе морально-этического кодекса осетин «Ирон Агдау».

«Мы возрождаем не суд в современном понимании, а институт общественного реагирования, – поясняет президент «Стыр Ныхас» Руслан Кучиев. –   С его помощью мы сможем выражать общественное мнение по поводу каких-то явлений или поступков. Также он может мирить враждующие семьи».

Наказание осетины предлагают ввести такое же, что и черкесы: не приглашать на похороны и свадьбы, не соболезновать и не поздравлять провинившегося.

Такой бойкот в Чечне и Ингушетии ранее успешно применяли к родственникам террористов.

В Ставропольском крае казаки предлагают создать совет стариков. «Он будет давать оценку поступкам молодёжи, чтобы держать её в этических нормах, – говорит адвокат казак Иван Панченко. – Обсуждается также набор правил «Образ казака», но, на мой взгляд, в нём много атавизмов, чтобы его могли принять все».

Уже сейчас в казачьих обществах действуют суды чести и старики выносят вердикты нарушителям казачьих заповедей. Кроме того, от “воинов Христовых”, как называют казаков, требуют соблюдать заповеди Божьи.

Чаще всего за возвращение старых норм морали выступают молодые люди. И именно среди них чаще всего находятся радикалы, которые воруют невест, совершают кровную месть, ведут группы в социальных сетях, где обливают грязью раскрепощённых девушек, поддерживают так называемые убийства чести запятнавших имя рода женщин, выступают за возвращение телесных наказаний, протестуют против спектаклей и концертов «непристойных» артистов.

Всё это делается с той же благородной целью сохранить традиции предков и возродить нравственность, с которой выступают сторонники «кодексов чести».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Solve : *
18 + 1 =