В Торе упоминается пророк Билам. Тора впервые знакомит его с нами, когда израильтяне располагаются в степях Моава по пути в Иорданию. Моавитский царь, опасаясь нападения израильтян, призывает Билама прийти и проклясть сынов Израиля. Но в конце концов Билам не только не проклинает израильтян, но и несколько раз благословляет их.[1]
Талмуд [2] говорит, что ранее Билам был советником фараона, и план уничтожения израильтян был придуман Биламом. В третьем веке до н.э. греко-египетский историк Манефон также упоминает, что был такой пророк — советник фараона, который подстрекал его на порабощение еврейского народа[3].
Кроме того, что Билам проживал в землях Моава и в Египте, из Мидрашей мы узнаем, что также упоминания о нем связаны с Арамом [4] (современная Сирия), Эгейскими островами [5] и Кушем (современной Эфиопией) [6]. Билам был всемирно известным странствующим пророком [7]. А раз уж он был такой знаменитостью, стоит предположить, что какие-то сведения о нем будут найдены и в некоторых записях древних цивилизаций. И действительно, наши ожидания оправдаются.
Билам был внуком Лавана Арамейца [8]. Наш праотец Яаков жил в Араме и женился на двух дочери Лавана, Леи и Рахели. На протяжении многих лет он пас стада своего тестя и ухаживал за ними. Когда Яаков и его жены возвращались в землю Кнаан, по пути они на некоторое время останавливались в земле Моав в поселении, которое впоследствии стало называться Суккот [9]. Археологи считают, что на том месте, где сейчас находится один из холмов иорданской долины, называемый Тель Дейр Алла, раньше как раз располагался Суккот. Именно там, на холме, были найдены доказательства истории Билама.
Экспедиция под руководством профессора Хенка Дж. Фрэнкена из Лейденского университета проводила раскопки в Дейр Алле в марте 1967 года. Рабочие убирали мусор, накопившийся за рабочий день, когда кто-то вдруг заметил нечто, в итоге оказавшимся следами надписей на фрагментах штукатурки. А для археологов самая захватывающая находка — не золото или серебро, а древние письмена! Профессор Фрэнкен был вне себя от радости от этого неожиданного открытия.
Погода в то время года была весьма капризной. В один день шли сильные дожди, в другой — мучил засушливый ветер. Ни одно из этих погодных явлений не может хорошо влиять на хрупкую штукатурку, поэтому для защиты нужной области от осадков была срочно растянута палатка. Впереди были запланированы еще две недели раскопок, но после такой находки все резко изменилось — внимание было сосредоточено исключительно на письменах.
Новости об открытии разлетелись по всему археологическому сообществу. Ученые, представляющие США, Иорданию, Францию, Германию и Голландию собрались рассмотреть найденные фрагменты. На одном из них жирным шрифтом были написаны слова: «Пророк Билам, сын Беора».
Потребовалось около десяти лет, чтобы собрать головоломку из отдельных фрагментов штукатурки в последовательный текст.
В нем говорится:
Надпись Билама, сына Беора,
пророка, человека Бога.
Вот, боги пришли к нему ночью,
и [говорили с] ним согласно этим словам,
и они сказали [Била]му, сыну Беора, так:
«Засиял последний [Свет];
огонь [судилища] засиял.»
И Билам встал наутро,
[… ] дней,
[… ] ,
и не мо[г есть],
и он заплакал горькими слезами.
И его люди пришли к нему
и они [сказали] Биламу, сыну Беора:
«Почему ты постишься и почему плачешь?»
И он сказал им:
«Вернитесь! Я скажу вам, что боги (шадаим) [. . . . . . . . . . . . . . .]
идите, смотрите дела богов!.»
Боги собрались вместе,
и боги (шадаим) встретились на собрании,
и они сказали […….]:
«Сшивай, закрой небеса твоим облаком!
Пусть здесь будет тьма и ничего сияющего,
мрак, а не сияние;
Да, поразите облаком тьмы,
и никогда не убирайте его
[…] ястреб, стриж, летучая мышь,
орел, и пеликан, гриф,
страус, аист, молодой сокол,
и сова, цыплята цапли, голубь,
хищная птица, голубь и воробей. [10]
Чтобы определить возраст находки, фрагменты были подвергнуты радиоуглеродным исследованиям. Результаты показали, что найденные надписи могут быть датированы примерно 800 г. до н. э., плюс-минус 70 лет, с вероятностью 66%. [11] Вероятность составляет всего 66%, поэтому дата не очень обнадеживает. Первоначальные палеографические исследования, основанные на шрифте и форме букв, поддерживают гипотезу именно об этом периоде времени. Однако в последнее время ученые снизили дату ближе к 600 году до новой эры. [12] Это предположение основано на связи между стилем почерка надписей Дейр Аллы и некоторых аммонитских надписей седьмого века до новой эры.
По общему мнению, существует разрыв примерно в 500 лет между предполагаемым временем, когда жил Билам, и созданием обнаруженных надписей; но при этом письмена легко можно рассматривать как демонстрацию того, что память о Биламе-провидце еще долго жила даже после его кончины. Вполне вероятно, что его пророчества были записаны людьми и передавались из поколения в поколение, как, например, это было с эпосом Гомера, который был записан и сохранен в течение сотен лет.
Существует ряд других важных фактов о письменах Тель Дейр Алла, которые совпадают с текстами Торы и мидрашей:
“Международно известный, независимый пророк” Билам, среди прочих мест, пророчествовал в Моаве. Надпись Тель Дейр Алла была найдена на территории Моава.
Билам был родом из Арама. Текст надписи изложен на арамейском диалекте, а не на языке моавитян. Например, вводная строка относится к Биламу, сыну Беора. Слово «сын» в языке Моава было бы похоже на иврит «бн», но надпись гласит «бр», что является арамейским эквивалентом этого слова. [13]
В книге Бемидбар имя бога Шадай появляется только дважды, оба раза в связи с пророчеством Билама. В надписи Тель Дейр Алла имя Шадай также появляется дважды, во множественном числе, как Шадаим, термин, который, естественно, более предпочтителен для Билама, приверженца идеи многобожия. (См. здесь и здесь.)
Очевидно, что надпись Тель Дейр Алла о Биламе предсказывает гибель моавитян. В книге Бемидбар (23:24) мы видим, как Билам рассказывает моавитянам о своей приближающейся кончине. «Вот, народ [Израиля] как лев поднимается и как лев возвышается, не ляжет, пока не съест добычи и крови убитых не напьется». В следующей главе Билам говорит: «…Взошла звезда от Яакова и вознесся скипетр от Израиля, и сокрушит от пределы Моава…» (Бемидбар 24:17)
Надпись на штукатурке в Тель Дейр Алле когда-то находилась на стене здания, позже разрушенного землетрясением. [14] Как археолог может понять, был город (или здание) разрушен вражеской армией или это произошло из-за землетрясения? Есть несколько контрольных признаков. Армия захватчиков будет сбивать стены во всех направлениях, беспорядочно, разбивая их по частям, лишь бы уничтожить. А камни стены, которая была опрокинута землетрясением, обычно падают в направлении источника толчков, они падают, составляя единое целое, почти не разрушаясь, как если бы эта стена была построена, лежа горизонтально на земле. Более того, армия будет уничтожать здания, не опрокидывая каждую стену целиком. Сделать дома непригодными для проживания достаточно, чтобы победить город. Землетрясения же являются более жестокими, и почти полностью разрушают здания.
Если предположения о том, что найденные в Тель Дейр Алле пророчества были записаны около 600-650 г. до н.э., верны, то землетрясение, уничтожившее город, фактически было дважды упомянуто в Танахе (в книге пророков):
1) Книга Амоса начинается с «Слова Амоса, который был одним из пастухов в Текоа, о том, что было ему в видении об Израиле во дни Узии, царя Иудейского, и во дни Иеровама, царя Израильского, за два года до землетрясения». (1:1)
2) В книге Захарии пророк говорит: «… и побежите, как бежали вы от землетрясения в дни Узии, царя Йеуды». (14:5)
Согласно библейской хронологии, Узия царствовал с 645 г. до н.э. по 593 г. до н.э., а Иеровам правил с 647 г. до н.э. по 607 г. до н.э. [15]. Землетрясение произошло, когда оба царя, Узия и Иеровам, были на престоле. Соответственно, это произошло между 645 и 607 г. до н.э. И эта дата прекрасно соответствует последнему палеографическому анализу надписи Дейр Аллы.
Найденное пророчество не только свидетельствует о подлинности истории Билама, но также является драматическим свидетельством землетрясения во времена Узии и Иеровама. Что ж, это удача — два по цене одного.
Сноски
[1] Бемидбар 22.
[2] Сангедрин 106a
[3] Цитируется в труде Иосифа Флавия «Контра Апион Книга I», параграф 26
[4] Раши Сангедрин 105a «Танах”
[5] Сефер ха-Яшар, глава 61
[6] Сефер ха-Яшар, глава 70
[7] Берешит Раба 65:20
[8] Раши Сангедрин 105a «Танах»
[9] Берешит 33:17. Не путать с другим одноименным городом, расположенным в Египте.
[10] Джакоб Хофтижзер and и Геррит ван дер Коой, тексты из Дейр Аллы, (Лейден, 1976), стр. 18. См. также Хенк Дж. Фрэнкен, «С периода Персии, из Дэйр Аллы» (1967), стр. 480-481.
[11] Выдержка из археологических заметок, опубликованных в Джакобом Хофтижзером и Герритом ван дер Коой, арамейские тексты из Дейр Аллы, (Лейден, 1976), стр. 16.
[12] См. Йо Энн Хакетт, Письмена Билама из Дейр Аллы (Чико, Калифорния, 1984), стр. 19
[13] http://www.judaic.org/bible/balaq1.pdf
[14] Под редакцией Адре Ламара, «Фрагменты из Книги Билама, найденные в Дейр Алле (Сентябрь/октябрь 1985), общество библейской археологии
[15] Основано на исследовании Шломо Роттенберга
ИСТОЧНИК Эш аТора