Изготовление фальсификатов существовало уже в древности. На протяжении трех тысяч лет месопотамские писцы переписывали клинописные тексты в рамках обучения ремеслу и для научных библиотек. Уже они создавали подделки, записывая в архаичной системе письма поздние тексты или свои вымыслы. Некоторые из таких древних имитаций хорошо известны ассириологам, например, крестообразный камень Маништушу, который вы видите на фотографии.
Камень Маништушу, древний фальшак. © The Trustees of the British Museum
Камень Маништушу – документ из черного базальта, который сейчас хранится в Британском музее. На камне надпись из 346 строк, нанесенная на все 12 граней памятника. Судя по тексту, он датируется правлением царя Маништушу, который правил страной Аккад в XXIII в. до н.э. Текст описывает реконструкцию храма бога солнца Шамаша в Сиппаре, в котором текст и был найден, а также весьма щедрое пожертвование храму от царя. Исторические и филологические анахронизмы позволили исследователям определить, что речь идет о древней подделке. Это подтверждается еще и тем фактом, что камень был найден в нововавилонском слое Сиппара (VI в. до н.э.).
Посвятительная надпись на камне царя страны Аккад Маништушу, 23 в. до н.э. Оригинал, © Iraq Museum
Мастер, который выполнил надпись, постарался создать архаичный текст вплоть до языка и формы знаков, но он вперемешку использовал графику разных эпох. Текст по всей вероятности был написан жрецами храма бога Шамаша. Их посыл был таким: раз храм пользовался привилегиями в древности, то и сейчас он должен рассчитывать на щедрость правителя. То есть речь идет о манипуляции прошлым.
Еще один известный древний фальшак – это письмо легендарного Гильгамеша, который правил древним Уруком в XXVII в. до н.э. Письмо было написано в VII-VI вв. и найдено в нескольких экземплярах, в частности в турецком Султантепе, некогда входившем в Ассирийскую империю. В этом письме Гильгамеш угрожает неизвестному царю разрушительными военными действиями, если тот не отправит ему огромный выкуп: 70 тыс. белых лошадей в черную полоску, 70 тыс. черных лошадей в белую полоску, 100 тыс. кобылиц с узорами на спине в виде корней деревьев, 40 тыс. миниатюрных без остановки резвящихся быков, 90 тыс. талантов (2700 тонн) железа отменного качества, «чтобы кузнец мог сделать из него оленей». Дальше он добавляет, что хочет привязать самородок из красного золота весом 15 кг. к груди своего друга Энкиду. Эта просьба, явно касающаяся изготовления статуи Энкиду, отсылает к Эпосу о Гильгамеше, в котором легендарный герой остается безутешным после смерти своего друга.
Это вымышленное письмо, пародирующее стиль ассирийских царей, дело рук ученых, живших в культурных центрах за пределами Ассирийской империи, которые в свободное время занимались созданием вымышленных сказаний о царе и царской семье.