После падения Восточного и Западного тюркских каганатов тюрки, занимая всю Великую Степь Евразии от Монголии до Причерноморья, некоторое время какого-то заметного государственного объединения не имели. На Волге и восточнее её враждовали возглавляемые вождями рода дуло и рода ашина. Вожди рода дуло возглавили булгар, а вожди рода ашина возглавили хазар. Великая Булгария располагалась в причерноморских и приазовских степях ее столицей была Фанагория. Хазария расположилась в прикаспийских степях. После того как булгарский хан Кубрат в 642 году умер, вожди рода ашина повели хазар войной на Великую Булгарию. Булгарские ханы сыновья Кубрата Аспарух, Батбай и Котраг не стали сопротивляться хазарам, но повели себя по разному. Аспарух увел своих булгар на Балканы создав там в 679 году балканскую Болгарию. Котраг увел своих булгар на Волгу создав там волжскую Булгарию. Батбай подчинился хазарам. После объединения приазовских булгар с хазарами сформировался в некотором смысле наследник Западного Тюркского каганата, Хазарский каганат. Ядром Хазарского каганата стал Северный Кавказ, территория каганата занимала всю Великую Степь Европы от Карпат до Урала и до Аральского моря, от лесов Русской равнины до предгорий Кавказа. Правителями в Хазарском каганате были вожди рода Ашина. Возможно, первым каганом Хазарского каганата был Ибузир Гляван, он известен тем, что в 698 году принял ссыльного византийского императора Юстиниана II и отдал ему в жены свою сестру Феодору. Эта политическая комбинация, впрочем, не привела в дальнейшем к миру между Византией и Хазарским каганатом. Каганы хазар правиышие в VIII веке воевали с арабами и византийцами. В Хазарии после смерти отца в 730 году пришел к власти каган Булан, он ввел в Хазарии иудаизм. Принятие иудаизма привело к смуте в каганате, за короткий срок сменилось несколько каганов: Обадия внук Булана, затем Езекия и Манасия, но затем подавил мятеж и утвердился у власти Ханукка брат Булана. Далее правили Исаак сын Ханукки, Завулон, Манассия, Нисси, Менахем, Вениамин, Аарон и Иосиф. Хазарский каганат существовал до 985 года пока не был уничтожен войсками русского князя Святослава, часть его населения жившего на Дону и в Приазовье вошла в состав Руси.
В 745 году на востоке Великой степи Евразии возник Уйгурский каганат. Уйгуры пришли к власти в лице кланового вождя Бильге из рода Яглакар. Каган Бильге признал себя вассалом китайцев и не стремился к завоеваниям. Но его сын Маянчур, пришедший к власти в 747 году весной 750 года нанес поражение чикам в верховьях Енисея; осенью – татарам в Северо-Западной Маньчжурии; на следующий год – на северо-западе кыргызам. При этом некоторые представители побежденных племен присоединялись к уйгурам. Подавлял Маянчур и два восстания в Китае.
Западные границы уйгурам не позволили расширить печенеги, кочевья которых в это время распространились до Хазарии.
Уйгуры приняли манихейство от беглецов из исламского Ирана и согдийцев. Согдийский язык стал вторым официальным языком империи наравне с тюркским.
К середине IX века сила Уйгурии была уже в прошлом. Племена отпадали от Уйгурии. В 841 восставшие кыргызы нанесли решающее поражение в Каракоруме. А в 842 году Китай мобилизовал против уйгуров армию, и те были разбиты и отброшены от Ордоса в Маньчжурию, м там их добили кыргызсы.
Уничтожение Уйгурской державы – это была акция не только военно-политическая: после ее разгрома китайцы предали огню все “книги мониев”, а их имущество взяли в казну. Разгром манихейства в дальнейшем открыл дорогу буддизму.
Ислам, в Уйгурском казанате был представлен слабо, хотя мусульманские торговцы, посланники и суфии давно бродили по стране.
На бывшей территории Уйгурии народы входившие в её состав формировали новые государственные образования. В VII-VIII веках в верховьях Енисея жили кыргызы, тюркизированные индоевропейцы подчинённые уйгурами. Они были объединением нескольких племен, во главе которого стоял хан.
На востоке граница расселения кыргызов достигала Восточных Саян и водораздела Оки и Ангары.
Манихейство уйгуров кыргызов нисколько не затронуло.
Отношения кыргызов с уйгурами изначально складывались однозначно: это был язык мятежей, восстаний и войн: 758, 795, 818, 840, 861-870 годы. Великая степь стала театром войны между уйгурами и енисейскими кыргызами, которые вышли победителями и и на короткое время образовали Кыргызский каганат.
В 924 году кыргызов победили и изгнали на родину в верховья Енисея кидани.
Кидани не имеют отношения к тюркам, они – протомонголы, но они входили в государство уйгуров, а потом подчинялись кыргызам. Ослабление кыргызов дало киданям толчок. В период между 907 и 926 годами. их вождь Апао-Ки объединил киданей и после вторжения в Монголию открыл своим преемникам путь в Северный Китай. Китайский император ретировался с земель, расположенных к северу от Хуанхэ, и кидани образовали династию под именем Ляо. Когда-то они были учениками уйгуров, затем китаизировались. В ходе смены нескольких поколений они утратили свою силу. Удар им нанесли чжурчжени из Маньчжурии, которые вошли в Китай и довершили крах Великого Ляо в 1125 году. Осталось только их имя в истории Китая: “каракитаи” (каракидани). В 1125 году их изгнали из Китая и они пройдя через всю Центральную Азию, основали в 1130-1135 годах в северовосточной части Туркестана буддийское государство, известное под названием Каракитай.
В IX веке наиболее значительным тюркским племенем Семиречья были карлуки, кочевья которых тянулись на огромном расстоянии – от долины Таласа до Тарима в Восточном Туркестане. Кочевья эти во многих местах шли вдоль караванного пути и с юга обходили Иссык-Куль. Требовалось 30 дней, чтобы пройти караванным путем от западных границ карлукских владений до восточных. Карлуки обосновались в Семиречье еще в 766 году, после разгрома тюргешей и захвата власти в стране. Это был процветающий край. Карлуки жили не только в селениях, но и в городах (крупные карлукские города – Кулан (Луговая) и Мерке) и имели достаточно высокий уровень культуры. По роду хозяйственной деятельности они занимались звероводством, кочевым скотоводством, земледелием.
Вторым крупным тюркским племенем Семиречья были чигили. Они жили главным образом на северо-востоке от озера Иссык-Куль, хотя селились и в районе Тараза. Так же как и карлуки, они проживали в городах и селениях, владели большими стадами.
Третьим большим тюркским племенем, частично захватившим Семиречье, были ягма. Жили они на юге от озера Иссык-Куль, по направлению к городу Кашгару, причем большая часть их кочевий находилась в Восточном Туркестане.
В юго-западной части Семиречья в X веке еще проживали остатки тюргешей.
Карлуки создали свое государство со столицей Кара-Орду. После падения Уйгурского каганата вождь карлуков стал считать себя последователем уйгуров, его звали Билке Кюл Кадыр-хан. Билге Кюл Кадыр-хан начал объединять карлуков, чигилей, ягма и тюргешей в единое государство, которое позже было названо Караханидским каганатом, по имени основателя династии ханов – Абдул-Керим Карахана (умер в 956 году). Карлуки и чигили занимали в государственном аппарате и войске важные места, их племена сыграли огромную роль в образовании Караханидского государства. Высшие посты начальников занимали выходцы из ягма, наиболее воинственной тюркской народности.
Караханидское государство делилось на отдельные части – уделы, во главе которых стояли члены караханидского дома, носившие титул илекханов.
Связь между илек-ханами и ханом ханов не была прочной. Удельные князья – илек-ханы жили между собой в постоянной вражде, стремясь к самостоятельности, и потому чаще всего были в натянутых отношениях с главой караханидского дома.
Семиреченские тюрки были весьма терпимы к любым религиозным конфессиям – буддизму, христианству, манихейству, – однако основополагающей оставалось тэнгрианство. Тем не менее в 910 году ислам стал официальной государственной религией. Карлуки вели активную завоевательную политику и в начале 90-х годах. заняли весь Центральный Тянь-Шань и Семиречье. К середине 90-х годов граница Караханидского каганата на северо-востоке стала проходить по линии озер Балхаш, Сасык-Куль и Ала-Куль, позже караханиды распространили свою власть до долины Иртыша.
Исламизация тюрок.
В начале VII века на Аравийском полуострове возникает ислам. С появлением ислама начинается новая эпоха, которая называется эпохой хиджры (622 год – бегство Мухаммеда из Мекки в Медину, от которого мусульманство ведет свое летоисчисление). Мусульмане покорили арабские племена. Затем арабы одержали верх над двумя могущественными империями того времени: Византийской и Сасанидской. Правда У Вмзантии забрали только все неевропейские территории, а Сасанидскую захватили полностью. Арабы и тюрки стремившиеся к экспансии в Средней Азии столкнулись.
К началу VIII века мусульмане захватили огромные территории от южных районов Франции до берегов Инда и Окса и были не в состоянии наступать дальше. Начиная с 705 года их походы при Омейадском халифате уже не напоминали прежние молниеносные войны: речь идет о вторжении в Тохаристан, древнюю Бактрию, находившуюся в то время под властью Кундуза, то есть обращенных в буддизм тюркских царей, в Хорезм и Согдиану, где они столкнулись с местными принцами, тюрками и иранцами, с переменным успехом несколько раз вступали в сражение с тюрками Орхона и, наконец, с тюргешами. Китай избегал вмешательства.
В 750 году китайцев к действию побудил один незначительный инцидент: смерть тюркского царя Ташкента от руки китайского губернатора провинции. Сын погибшего обратился за помощью к карлукам, жившим в верховье Иртыша, самой восточной точке озера Балхаш, и к арабским гарнизонам в Согдиане. И те и другие ответили согласием.
Столкновение востока, в лице Китая, и запада, в лице Арабского Халифата, произошло летом 751 года в Таласской долине. Это было вторым столкновением востока и запада (первое произошло в Таласской долине в 36 году до нашей эры, в результате чего китайцы так не добрались до Европы на рубеже нашей эры).
Бой на равнине шел три дня и был окончательно решен тюрками-карлуками, стоявшими неподалеку и державшими нейтралитет, следующим образом: китайцы, по их мнению, были все же хуже арабов, посему нанесли удар по их флангу – китайцы бежали. В это время Китай погрузился в восьмилетнюю гражданскую войну (755-763 годы).
В результате победы арабов Центральная Азия стала мусульманской провинцией. Здесь началось насаждение ислама и мусульманской культуры среди тюрков и других народов.
Сложилась следующая ситуация: у границ халифата, от Черного моря до Памира, находился тюркский мир или, по меньшей мере, мир в стадии тюркизации. Степи Южной Украины подвергаются уже не просто нерегулярным набегам тюрков, но настоящему массовому нашествию. Скифы их наследники сарматы закрепились в горах Кавказа создав государство Аланию. Оазисы Согдианы еще принадлежат согдийцам, но тюрки все упорнее проникают в нее и все сильнее сжимают ее в своих объятьях. Разумеется, еще в течение некоторого времени тюрки продолжали поглядывать в сторону Китая, но обстоятельства толкают их на запад и этим они противостоят движению арабов на восток.
Ислам в Центральной Азии проповедовали тюркам люди, убежденные в превосходстве этой религии и не сомневающиеся в том, что она будет горячо принята. Начиная с царствования омейадского халифа Хишама (722-743 годы.), если верить историку Якуту, миссионеры добирались до тюркских правителей и предлагали им обратиться в ислам. Такие миссии посылались неоднократно и позже; к этому массовому движении примыкали также торговцы и дервиши, бродившие по степям.
Арабские коммерсанты, очень активные в первые столетия хиджры, в основном занимались пропагандой ислама, предлагая следовать их примеру “на всех путях и во всех царствах”. Мистики, суфии составляли довольно разнородную группу, состоявшую из бедняков и просвещенных бродяг, в которой встречались и настоящие умы, вдохновленные верой и любовью к Аллаху.
Но существовала тюркская элита, состоявшая из уйгурской верхушки, которой не были чужды миссионерские порывы. Гардизи упоминает о мусульманском кладбище в буддийском Хотане, а один из самых выдающихся философов ислама, аль-Фараби, который жил в Дамаске и Алеппо и умер в преклонном возрасте в 950 году, вышел из тюркской семьи, жившей в Центральной Азии. Саманиды вновь ввели в обиход старую политику Ирана, которая заключалась в превентивных нападениях на скопления степных кочевников, но цель была не только в оккупации их земель или в покорении жителей, в ходе этих экспедиций присутствовал фактор веропринуждения. Активно распространял ислам в Средней Азии Караханидский каганат, тюркское государство пронявшее ислам и располагавшееся в Центральном Тянь-Шане и Семиречье. В 960 году ислам приняли многочисленные тюрки, его населявшие – “200 тысяч шатров”.
Успехов в исламизации тюрков проповедники ислама добились так же у волжских и камских булгар, видимо принявших эту религию в противовес иудаизму Хазарии.
Тюрки в Халифате появились сначала качестве рабов: их покупали, у них были хозяева, которые могли освободить их. Потом пришли тюркские торговцы и военные наёмники, в большинстве принявшие ислам.
Масштабы тюркской миграции, долгое время остававшейся в определенных рамках, резко возросли в VIII веке и особенно в IX веке. Уже со второй половины VIII столетия тюркам удалось захватить важные должности в аппарате управления государством, например, Зубаир бен аль-Тюрки – губернатор Хамадана и Мосула; Хамад аль-Тюрки играл значительную роль в строительстве Багдада при аль-Мансуре (754-775 годы.). В IX веке тюркских чиновников, которые переступили незавидную участь наемников, в империи стало больше. А со времен царствования аль-Мансура количество наемников значительно увеличилось; особенно их стало много при аль-Мутасиме (833-843 годы.) можно считать, что он наводнил ими Арабскую империю.
В этом смысле представляют интерес истории двух выдающихся тюрков: Алптегина – эмира саманидов, дослужившегося до этого звания из наёмников, и Себуктегина – отца будущего султана Махмуда Газневи, также из наёмников.
Алптегин стал первым правителем захваченной во время смуты Газны. После него эмирами были Билгетегин и Пиритегин. Себуктегин был одним из командиров, пока не стал эмиром в 977 году.
В 994 годду после блестящих побед в Афганистане и Индии Себуктегин разгромил у Абиварда армию хорезмшаха Абу Али Мамуна, за что получил титул Насир ад-даула ва-д-дин (“Защитник державы и веры”), а его сын Махмуд – титул Сайф ад-даула (“Меч державы”).
В 818 году тюркские наёмники гулямы убили визиря аль-Фадл ибн Сахила!
Согласно источникам, в личной охране халифа аль-Мутасима тюрков насчитывалось от 4 до 7 тыс. человек, т. е. охрана была столь многочисленная и столь мятежная, что аль-Мутасим отдалился от Багдада и, по тем же источникам, основал Самарру, которая через год стала резиденцией халифа.
Это был город, где тюрки вскоре стали хозяевами.
Арабские историки признают, что у халифа аль-Мутасима I было три победы, завоеванные с помощью тюркских наемников, и без этих побед был бы уничтожен ислам: первая победа – над императором румов, вторая победа – над Бабеком и третья победа – над Мазкаром Гябром из Табаристана, который был казнен вместе с Бабеком.
Воля халифа аль-Мутаваккила (846-861 оды.), правителя без визиря, не выдержала натиска крупных чиновников-тюрков: секретарей, фаворитов, советников, камергеров, – которые засели повсюду. Здесь можно привести некоторые известные имена: Афшин – подавил восстание персидского еретика Бабека (816-837 годы.) в Азербайджане; Буга аль-Кабир (ум. в 862 год.) – сделал Армению вассальной провинцией; Буга аль-Шараби (умер в 868 году.) – некоторое время был настоящим правителем Аббасидской империи; Рашид аль-Тюрки – возглавлял поход мусульманских войск в Верхний Египет (880 год.); Ашина – в 840 году сел на трон; Итак (825-849 годы.) – губернатор Йемена и Хорасана; Вассаф (умер в 867 году.) – генерал, затем камергер и, конечно, ибн Тулун – основатель Тулунидской династии в Каире…
С такими людьми тюрки чувствовали себя всемогущими. Аль-Мутаваккил, изменив порядок наследования (хотел оставить трон младшему сыну), спровоцировал дворцовый переворот, был убит, и в 861 году на трон тюркские наёмники-гулямы посадили его старшего сына.
В 861 году халифы практически утратили реальную власть, а тюркские гулямы перестали быть рабами, даже номинально. Они стали истинными хозяевами. Будучи зависимыми от них, избираемые ими, потомки Мухаммеда вынуждены были потакать их капризам под страхом смерти. Они склонили перед ними головы, что, впрочем, не мешало тюркам нередко убивать их. Теперь арабы не знали, как обойтись без столь опасных “служителей”.
Получалось более чем странно: халиф не мог и часу удержать власть без тюркских гулямов, а те не могли господствовать в чужой стране без соизволения халифа. Условия, которые создали для них халифы, были роскошны: они получали содержание, выполняли привычную работу – воевали, подавляли восстания, служа халифам, а власть защищала их от народа, ведь для народа они оставались чужаками. Оторванные от родины, традиций, тюркские гулямы убивали халифов, грабили купцов, жестоко обращались с крестьянами. Но они были силой, ибо сабли были только у тюрок.
Общим между гулямами и арабами было лишь исповедание ислама, но этого оказалось достаточно, чтобы система Халифата уцелела.
Тюркские гулямы, взяв власть в свои руки, за 10 лет низвергли и убили четырех халифов. Однако гулямы были необходимы, так как только они смогли, в частности, подавить восстание зинджей – черных невольников из Африки (869-883 годах.).
Теперь тюркским теневым властителям было бесполезно оставаться в Самарре. В 892 году город был сдан на милость песков, а двор вернулся в Багдад.
Влияние обычаев тюрков на население Халифата и на идеологию ислама.
Часто историки утверждают, что тюркские гулямы, обращенные в ислам, были искренними мусульманами и приняли арабскую цивилизацию. Возможен совершенно иной взгляд на сей счет. Известно, что тюрки не отличались скорым принятием новых мировых религий, хотя, разумеется, по мере того, как они поступали на службу к мусульманам, начинали попадать под влияние новой веры. Принять ее было для них вопросом дисциплины, а следовательно, и чести. Присягнув на верность халифу, мусульманскому имаму, эти прирожденные воины считали себя обязанными исповедовать его веру. Приняв ислам, они от него не отступали, дисциплинированность побеждала их сомнения. Ислам, принятый ими окончательно, они исповедовали добросовестно, ничего не изменяя в нем и ничего не оспаривая, как и подобало людям, называющим цивилизацию “повиновением”, а государственный закон – приказом. Тюрки вступили в суннитскую мечеть не как смиренные неофиты, а как рекруты – по-военному, – не склонив головы, в полном вооружении, – что возмущало арабов, так как это противоречило их правилам. Но арабам пришлось смириться с тюркскими нравами.
Чтобы утверждать факт детюркизации наемников в IX веке, следовало бы допустить, что они совершенно смешались с местным населением или были привезены сюда детьми и воспитывались в духе мусульманской религии, как это позже случилось с янычарами. Но ничего подобного в истории не было. Арабы старались держать наемников подальше от мусульманских распрей. В Самарре у них были свои кварталы, где они жили своей этнической группой, им не разрешалось смешиваться с местным населением и брать жен вне круга тюркских девушек, которых покупал для них сам халиф. Молодых женщин привозили из Центральной Азии. Возраст имел особое значение. В женщинах, прежде всего, ценилась верность традициям предков: она должна была только наполовину принадлежать сообществу, т. е. иметь самое мизерное воспитание в духе Корана и не участвовать в социальной и религиозной жизни. Ее влияние на тюркских детей, родившихся на земле ислама, в Умме, могло быть благотворным, учитывая, что дети обычно забывают прошлое своих предков. Поэтому мусульманские авторы, в первую очередь Джихаз, помимо храбрости и привычки к суровой жизни, высоко ценили у тюрков верность родине. Как писал фон Грюнбаум: “Их страсть к насилию была ярко выражена, но еще сильнее было их сопротивление ассимиляции… Их преданность стране, откуда они были родом, нельзя назвать обычной ностальгией, напротив, она несет в себе опасные последствия. Тюрки, прежде всего, привержены групповой сплоченности, даже живя в самом центре ислама, они не стремятся войти в исламскую общину”.
Обычаи и традиции тюрков, попавших в чужие страны, оставались в качестве главного мерила, определяющего их жизнь. Наиболее рельефной национальной чертой тюрков, кроме их приверженности к иерархии и дисциплине, было отсутствие лжи, доносительства, обмана доверившихся им. Предателей и доносчиков убивали. Тюрки в чужих краях сохраняли качества “благородных дикарей”.
Арабы и персы ценили их гордость, свободу от пороков, стремление добиваться командных постов, что толкало их на усердия в боях, походах и государственной службе.
Покинув родину, тюрки попали во взаимодействие византийского, арабо-мусульманского и христианского миров и, будучи представителями степного мира, естественно, вступили во взаимодействие с ними.
Вспомним, как трактовал проблему контактов различных этносов Л. Гумилев: “Либо этносы сосуществуют рядом, помогая друг другу в ведении натурального или товарного хозяйства, – симбиоз; либо группа чужого этноса внедряется в среду аборигенов и бытует в относительной изоляции – ксения; либо пришлый этнос узурпирует ведущие позиции в местном этносе – химера; либо этнос растворяется в соседе путем смешанных браков – ассимиляция. Однако зачастую сосуществование становится трудным, и тогда возникают контроверзы, которые разрешаются путем войны”.
Ни в Китае, ни в халифате кочевники не обрели покоя. Их не любили, а использовали. Вероломство и жестокость стали знамением эпохи. В Китае прокатилась волна шовинизма: ненависти ко всему чужому и больше всего – к тюркам.
В Византии в это время в тюрках не нуждались и пренебрегали ими. В халифате тюрок ненавидели.
К 900 году арабы проявили полную неспособность защищать свою страну, свои дома и семьи и уж тем более свою веру, от внешних и внутренних врагов. Власти арабов в Халифате как бы пришел конец. Персидский историк Равенди писал в 1192 году: “Слава Аллаху… в землях арабов, персов, византийцев и руссов слово принадлежит тюркам, страх перед мечами которых прочно живет в сердцах”.
Влияние тюрков на преобразования в исламском обществе IX веке проявилось во всех областях жизни. Именно власть тюрков косьвенно обусловила расцвет философии, истории, точных наук, медицины, развитие погребального искусства, что в принципе запрещалось шариатом.
Пробуждение иранизма, отколовшегося от арабизма, происходит в том же IX веке, то есть именно тогда, когда утверждается владычество тюрков, с самого начала пропитанное согдийской, то есть иранской, культурой. Может быть, это не случайность, тем более что впоследствии тюрки часто, добровольно или не осознавая того, вставали на сторону Ирана. Газневиды и сельджуки говорили на персидском языке и дали иранскому искусству средства для полного самовыражения; при них персидская литература достигла сияющих высот; еще позже восхождение туркменов на трон в Исфахане стало началом первой национальной династии в этой стране со времени мусульманского завоевания – династии Сефевидов.
По Р. Рахманалиеву.