В 1968 году учёные из Миннесоты дали старт большому исследованию «Minnesota Coronary Experiment». Цель исследования — экспериментальная проверка липидной, или холестериновой, теории, послужившей основой для официальных диетологических рекомендаций последних десятилетий. В основе этой теории (известной также как diet-heart hypotes) лежит постулат: причина сердечно-сосудистых заболеваний — повышенный уровень холестерина в крови.
То, что такая замена действительно приводит к снижению уровня холестерина и липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), было установлено рядом исследований, но утверждение, что это приведёт к уменьшению риска сердечно-сосудистых заболеваний и общему снижению смертности, оставалось недоказанной, хотя и общепринятой, гипотезой. Миннесотский эксперимент должен был эту гипотезу доказать.
Это было самое масштабное исследование, предпринятое когда-либо в данной области:продолжалось четыре с половиной года (1968-1973), участвовали 9,423 мужчин и женщин в возрасте от 20 до 97 лет. Все они были пациентами психиатрических заведений закрытого типа, что делает это исследование крайне сомнительным с точки зрения современной научной этики, но зато позволило учёным тщательно контролировать их рацион.
Участники исследования были разделены случайным образом на две группы. Диета контрольной группы была стандартной для того времени: 4,7% калорий давала линолевая кислота (основной компонент большинства растительных масел, относится к типу Омега-6), а 18,2% калорий — насыщенные жиры из масла, молока, мяса и прочих животных продуктов.
Диета должна была максимально соответствовать стандартной американской диете, поэтому назвать её особо здоровой нельзя — например, она содержала довольно большое количество обычных для того времени транс-жиров – около 3,2% энергии.
Экспериментальная группа следовала специальной холестерино-понижающей диете.Количество насыщенных жиров в экспериментальной группе было снижено вдвое — до 9,2% всех калорий, зато количество линолевой кислоты — в основном, из кукурузного масла — было почти утроено — до 13,2% калорий. Количество транс-жиров было снижено, хотя сейчас не ясно, насколько. Время следования экспериментальной диете было ограничено периодом пребывания участника в больнице. 2,355 участников соблюдало диету не менее года.
Исследование было двойным слепым: ни организаторы, ни участники не знали в ходе эксперимента, кто какую диету соблюдает. Пациенты получали еду в специальных контейнерах с цифровыми кодами и не знали, на каких жирах она приготовлена. Были даже сконструированы специальные неотличимые друг от друга маргарины с различным уровнем насыщенных и ненасыщенных жиров.
Это была во всех отношениях грандиозная, тщательно спланированная и исполненная научная работа. Тем удивительнее то, что её полные результаты оказались скрыты от общественности в течение десятилетий — как будто сами авторы не хотели их обнародовать. Частичные результаты были представлены в 1975 году на конференции Американской Кардиологической Ассоциации (АНА), а опубликованы — также частично — намного позже, в 1989 году, в узкоспециализированном медицинском журнале Arterosclerosis и были мало кем замечены.
Если прочитать оригинальную публикацию 1989 года, то становится понятным, почему авторы не спешили делиться с миром результатами своей работы. Да, они добились поставленной задачи и доказали, что следование специально сконструированной диете понижает уровень холестерина.
Экспериментальная группа снизила свои показатели c 207 мг/дл (5,35 ммол/л) до 175 мг/дл (4,5 ммол/л). Но, как отмечают авторы в заключении, они не обнаружили разницы в общей смертности и частоте сердечно-сосудистых заболеваний между контрольной и экспериментальной группами, хотя отметили некую «позитивную тенденцию» среди младших возрастных групп. Говоря иными словами, холестерин понизился, но это не принесло пользы участникам исследования.
Как теперь выясняется, всё обстояло ещё серьёзнее. Группа американских учёных во главе с Кристофером Рамсденом по-новой изучила исходные данные и результаты этого исследования — по крайней мере те, которые сохранились до нашего времени (во многом благодаря тому, что они были использованы в некой дипломной студенческой работе 1981 года). Результаты их работы опубликовали на днях в престижном медицинском журнале BMJ. Оказалось, что связь между понижением холестерина и общей смертностью всё же была. Но эта связь оказалась обратной: чем больше снижался холестерин, тем выше была смертность. Эта закономерность была наиболее значимой у пациентов старше 65 лет — т.е. тех, чьи риски сердечно-сосудистых заболеваний были выше всего. Вот один из опубликованных графиков (остальные можно найти в оригинальной публикации в BMJ):
Вертикальная ось — смертность, горизонтальная — количество дней следования специальной диете. Красная линия — контрольная группа, синяя — экспериментальная. У пациентов старше 65 лет снижение холестерина на 30 мг/дл ассоциировалось с повышением риска умереть на 35%.
Для более молодых участников снижение холестерина действительно ассоциировалось с минимальным и статистически незначимым уменьшением смертности (те самые «позитивные тенденции»), но по результатам полной выборки всё равно оказывалось, что замена животных жиров растительными маслами увеличивала и смертность, и заболеваемость.
«Неполная публикация привела к тому, что польза (растительных масел) была преувеличена, а потенциальные риски недооценены» — отмечают авторы нового исследования. «Если бы данные были опубликованы 40 лет назад» — говорит Дэйзи Замора из Университета Северной Каролины — «это могло бы изменить траекторию исследований в области питания и сердца и диетологические рекомендации.»
Но авторы Миннесотского эксперимента, среди которых был основатель и главный лоббист липидной теории Энсел Кис, предпочли спрятать результаты собственной работы в стол и проигнорировать их существование.
Одно из последствий этого решения — современная диета, перенасыщенная линолевой кислотой. В Американских Диетологических рекомендациях по-прежнему присутствует ежедневное потребление 5 чайных ложек (27 г) растительных масел, большая часть которых, в основном, состоит из линолевой кислоты. Многие современные учёные серьёзно сомневаются в правильности такого подхода.
Рафинированные растительные масла — сравнительно недавнее изобретение. Как отмечают авторы статьи в BMJ, ещё 100 лет назад в традиционном рационе было не более 6 грамм линолевой кислоты в сутки, получаемой людьми из цельных продуктов — орехов, семечек и т.д. Сейчас же потребление растительных жиров увеличилось в разы.
Многие исследования связывают высокое потребление линолевой кислоты с хроническим воспалением и с окислением частиц липопротеинов (5, 6). Парадоксальным образом при потреблении растительных масел общий уровень холестерина снижается, но сам холестерин становится намного более опасным для здоровья. И, тем не менее, на протяжении десятилетий пищевая промышленность рекламировала растительные масла и маргарины именно как продукты для здорового сердца («heart healthy»).
Интересно, что это уже не первый случай такого рода. В 2013 году Кристофер Рамсден провёл аналогичный анализ неопубликованных данных другого исследования — Sydney Diet Heart Study (1966-1973), участниками которого были 458 мужчин возраста от 30 до 59 лет, недавно перенёсших сердечно-сосудистое заболевание. Им тоже предписывалось заменить насыщенные жиры на полиненасыщенные Омега-6, в основном, из сафлорового масла. Результат аналогичен — возросшая смертность и повторная заболеваемость… и многолетнее замалчивание этого «неудобного» факта.
Вывод довольно печален: десятилетия мир следовал официальным рекомендациям по питанию, в основе которых — искажённые и неполные данные научных исследований. Стало ли это результатом искренней ошибки или осознанной недобросовестности учёных, мы, скорее всего, никогда не узнаем — авторов Миннесотского исследования уже нет в живых. Но рекомендации в области насыщенных и ненасыщенных жиров явно пора пересматривать.