
Психолог Куниаки Янагисава из Университета Кобе предположил «Возможно, те, кто разделяет схожий взгляд на будущее, действительно представляют его одинаково на нейронном уровне, что облегчает взаимопонимание».
Чтобы проверить эту гипотезу, Янагисава собрал междисциплинарную команду из социальной психологии и когнитивной нейронауки.
В исследовании участвовали 87 человек с разным уровнем оптимизма — от крайних пессимистов до ярких оптимистов. Им предлагали представлять различные будущие события, а их мозговую активность фиксировали с помощью функциональной МРТ (фМРТ). В журнале PNAS команда сообщает, что у оптимистов паттерны нейронной активности при мыслях о будущем действительно оказались схожими. У пессимистов же наблюдалось значительное разнообразие.
Вдохновившись первой строкой «Анны Карениной» Льва Толстого, учёные резюмировали: «Все оптимистичные люди похожи друг на друга, каждый пессимистичный человек представляет будущее по-своему».
Янагисава отмечает: «Самое поразительное в этом исследовании — то, что абстрактное понятие „мыслить одинаково“ стало буквально видимым в виде паттернов мозговой активности». Также выяснилось, что у оптимистов нейронные паттерны сильнее различаются при представлении позитивных и негативных событий, чем у пессимистов.
«Это означает, что оптимисты чётко разделяют „хорошее“ и „плохое“ будущее на нейронном уровне. Оптимизм — это не просто позитивная интерпретация негативных событий. Скорее, оптимисты обрабатывают негативные сценарии более абстрактно и психологически дистанцированно, смягчая их эмоциональное воздействие», — поясняет исследователь.
Янагисава подводит итог: «Ощущение „быть на одной волне“ — не просто метафора. Мозг оптимистов физически разделяет общее представление о будущем. Но это поднимает новые вопросы: врождён ли этот механизм или формируется позже через опыт и общение?»
«Расшифровка процесса формирования этой „общей реальности“ — шаг к обществу с лучшей коммуникацией», — заключает Янагисава.
Исследование поддержано Японским обществом содействия науке и Японским агентством науки и технологий. В работе участвовали учёные из Университета Киото, Осакского университета комплексного детского образования, Университета Ла Троб и Университета Киндай.
