Культура Джирофт, также известная как Межкультурный стиль или стиль Халилруд, – это археологическая культура раннего бронзового века (3 тысячелетие до нашей эры), расположенная на территории современных провинций Систан, Белуджистан и Керман в Иране.
Предлагаемый типовой памятник — Конар-Сандал недалеко от Джирофта в районе реки Халил. Другие значимые памятники, связанные с этой культурой, включают Шахр-э-Сухте (Сожжённый город), Тепе-Бампур, Эспидей, Шахдад, Тали-Иблис и Тепе-Яхья.
Фигурка из хлорита, Джирофт, Керман, ок. 2500 год до нашей эры, Национальный музей Ирана
Первые раскопки в Кермане были проведены сэром Аурелом Стейном примерно в 1930 году. Одна из самых известных археологических экспедиций в провинции Керман была проведена группой под руководством профессора Джозефа Колдуэлла из Музея штата Иллинойс в 1966 году (Тал-и-Иблис) и Ламберг-Карловски из Гарвардского университета в 1967 году (Тепе Яхья, долина Соган, Долатабад). Многие артефакты, связанные с Джирофтом, были найдены у мародёров, которых называли «обездоленными жителями деревни», которые грабили территорию к югу от Джирофта до 2001 года, когда команда под руководством Юсефа Маджидзаде начала раскопки.
Основная часть комплекса Джирофт состоит из двух курганов, расположенных на расстоянии нескольких километров друг от друга, под названием Конар-Сандал A и B, высотой 13 и 21 метр соответственно (приблизительное расположение / ). В Конар-Сандал-Б была обнаружена двухэтажная цитадель с окнами и площадью основания около 13,5 гектаров. Команда исследователей обнаружила более двух квадратных километров руин города, существовавшего по крайней мере в конце III тысячелетия до н. э. Собранные командой Маджидзаде данные свидетельствуют о том, что расцвет Джирофта пришелся на период с 2500 по 2200 год до нашей эры.
По словам Маджидзаде, геофизические исследования, проведённые французскими экспертами в регионе, указывают на существование в регионе по меньшей мере 10 исторических и археологических периодов, относящихся к разным цивилизациям, которые жили в этом регионе в разные исторические периоды. По словам французских экспертов, изучавших этот регион, свидетельства существования этих цивилизаций можно найти на глубине до 11 метров под землёй.
“Что очевидно, так это то, что свидетельства культуры Тал-и-Иблиса в Бардсире можно проследить во всех частях региона. Культура Тал-и-Иблиса, известная как период Али Абада (четвертое тысячелетие до н.э.), была обнаружена Джозефом Р. Колдуэллом, американским археологом”, – [требуется цитирование] сказал Маджидзаде.
Надписи джирофтской культуры.
Надпись, обнаруженная во дворце, была вырезана на кирпиче, от которого сохранился только нижний левый угол, объяснил Юсеф Маджидзаде, руководитель группы по раскопкам в Джирофте. «Двух оставшихся строк достаточно, чтобы распознать эламскую письменность», — добавил он. «Единственными древними надписями, известными экспертам до открытия в Джирофте, были клинопись и иероглифы», — сказал Маджидзаде, добавив, что «найденная надпись состоит из геометрических фигур, и ни один лингвист в мире пока не смог её расшифровать». [6]
Некоторые археологи считают, что обнаруженная надпись является самой древней из найденных на сегодняшний день, предшествуя другим, и что эламская клинопись и шумеро-аккадская клинопись возникли в Джирофте, где система письма сначала развилась в своей первоначальной форме, а затем распространилась по всему древнему миру.
Юсеф Маджидзаде, руководитель археологической экспедиции в Джирофте предложил объединить эти поселения в «независимую цивилизацию бронзового века со своей собственной архитектурой и языком», промежуточную между Эламом на западе и Хараппой в долине Инда.
Маджидзаде попытался отождествить городища Джирофт с землёй Аратты, упомянутой в шумерских источниках. Но Аратта находилась в Индии. Правильнее было бы связать Джирофт с Эламом. Джирофт позже была связана с “цивилизация Гильменда”. Эта цивилизация процветала между 2500 и 1900 годами до нашей эры. Культура Джирофт процветала в восточном Иране, а культура Гильменд — в западном Афганистане в то же время. Фактически, они могут представлять одну и ту же культурную область.