Долгое время наука о мозге занималась главным образом проблемой запоминания. Но ведь забывчивость весьма важная сторона мыслительного процесса.
Но три года кропотливых исследований нейробиологи “вскрыли” и молекулярный механизм забывчивости. Оказалось, процессом стирания информации управляет фермент протеинфосфатаза (PP1).
PP1 играет важную роль в метаболизме гликогена. Она отвечает за взаимопревращение фосфорилазы a и b, и тем самым “держит в руках” баланс. Источник: ru.wikipedia.org
Это удивительный факт! Ведь а priori ученые не имели никаких данных, которые позволяли бы заподозрить у этой хорошо изученной молекулы подобные свойства.
Сначала под задачу была выведена отдельная порода лабораторных мышей. Далее, в их ДНК внедрили ген, запускающий синтез протеинфосфотазы. Так, что молекула была день и ночь не чеку. Чтобы активированный фермент “не пошел вразнос”- в пищу грызунам добавляли антибиотик, блокирующий PP1.
В общем ученые создали систему, которую можно было “вкл – выкл” произвольно. Извне.
Мышей учили ориентироваться в незнакомой местности, распознавать новые объекты… Это как раз про так горячо любимое “формирование новых нейронных связей”. Уроки по наращиванию объема памяти длились по 5 минут.
Грызуны прекрасно обучаемы и способны прочно запоминать информацию. Источник изображения: ruslasa.ru
Часть подопытных стали подкармливать антибиотиком. Представляете, какие это стали “мыслительные машины”!? Оказалось – они запоминают информацию в 5 раз быстрее.
А еще обнаружилось – в группе мышей, которым совсем отключили влияние РР1 вообще ничего не забывалось. Эти грызуны прекрасно помнили уроки даже спустя полгода!
“МОЛЕКУЛА ПАМЯТИ” ТОЖЕ СУЩЕСТВУЕТ
Спустя 10 лет, в 2014, совершили другое открытие.
В этот раз исследователи Нидерландов доказали – у людей с нарушениями памяти что-то не то на молекулярном уровне в гиппокампе. Это отдел мозга, который в том числе отвечает за процессы памяти.
Обнаружилось, что цепочки РНК именно этого отдела мозга имеют нарушения.
В дефектных цепочках РНК оказалось намного меньше участков, известных как PHK-132.
Наблюдательность исследователей стала причиной серии экспериментов. Теперь уже PHK-132 начали вживлять в мозг подопытных мышей. И, о чудо!
Память грызунов резко улучшилась, а признаки болезни Альцгеймера, смоделированной учеными, вовсе исчезли.
Теперь точно известно, что PP1 – это “молекула забывчивости”, а PHK-132 – “молекула памяти”.
#