Древняя Русь в XI веке это водоворот этнических миграций. С севера на юг, в Византию, по русским рекам плывут варяги, а навстречу им, из Дикого поля на Русь едут орды степных кочевников. У недавних повелителей Степи, печенегов и торков, большая беда – на их землях появились половцы, и за какие-то 50 лет Дикое поле превратилось в Поле Половецкое, где нет уже места другим степным народам.
Оставшись без пастбищ, кочевники пришли к русским князьям, как когда-то готы пришли к римлянам, и предложили себя на роль пограничной стражи Руси. Их боевые качества в рекламе не нуждались: только недавно печенеги осаждали Киев, и пили вино из черепа легендарного русского князя-воина Святослава. Князь Ярополк выделил им земли в Поросье, находящимся между Русью и Степью.
Постепенно туда начали стекаться тысячи кочевников, которым не было места в одной степи с половцами. В Поросье уклад жизни кочевников быстро менялся: многие переходили к оседлой жизни, начинали заниматься сельским хозяйством, чувствовать себя частью создающего древнерусского государства, а не песчинкой в бесчисленной орде. У «русских кочевников» Поросья даже строится своя столица – город Торческ.
Поросье надежно прикрыло Русь от Степи – впервые в истории русские князья не опасаются внезапного налета с юга. Успешный опыт берут на вооружения другие князья и кочевников расселяют: значительная группа получает земли на Волыни, а Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский переселяют часть кочевников во Владимиро-Суздальскую землю. Их называют «берендеями» и память об этих людях до сих пор живет в местных названиях (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др).
Внутри этого «Берендеева царства» перемешиваются разные народы, стирая этнические различия между собой. Через лет 50-70 в Поросье уже нет торков, печенегов и берендеев, теперь все они – новый племенной союз под названием «Черные клобуки» (прозвище дано за высокие черные шапки). Его политическое значение резко растет. Теперь военная сила Русской земли состоит из трех частей: княжеская дружина, славянское ополчение и кочевая конница.
Как складывались отношения русских князей и их степных вассалов? По-разному.
Кочевники понимали свое значение в государстве и смело разговаривали даже с самыми уважаемыми князьями. Например, в 1155 году жившие в нынешней Ярославской области разбили половцев и захватили много пленных. Князь Юрий Долгорукий приказал их отпустить, но нарвался на категоричный отказ:
«Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь, а пленники – наша собственность».
Иногда князья мирились с дерзостью, иногда выгоняли кочевников из Поросья. Впрочем, выгоняли ненадолго, потому что «черные клобуки» были нужны почти всегда – они участвовали во всех походах русских князей в Степь. Только дважды они отказались сражаться против половцев – оба раза в половецкой орде, на которую готовился поход, у них оказывались родственники – «сваты».
В битвах «черные клобуки», которых летописцы ласково называли «своими погаными», шли в бой в первых рядах, отвечали за самые опасные операции – разведку и преследование отступающих – и обычно несли гораздо большие потери, чем варяги и славяне.
Постоянно сражающиеся за Русь кочевники отождествляются врагами с самим государством. В первой половине XII века в летописях незаметно меняется название новообразованного государства: «вся земля Руськая и чорные клобуки».
Похожая история случилась и с самим словом Русь – так, по одной из версий, варяги называли свои дружины, которые славянские города нанимали для защиты своих интересов. Но враги запоминали тех, с кем бились, и переносили их название на всю страну и ее народ, называя ее Русь, а народ «русские».
Позднее монголы также сочли Русь «страной двух народов». Персидский историк Рашид-ад-Дин писал: «Царевичи Бату с братьями… направились походом в страну русских и народа чёрных шапок».
После их прихода история «народа черных шапок» прекращается резко и навсегда. Тумены Батыя рассеивают кочевников в Поросье (их лучшие воины к тому времени уже погибли на Калке и на Сити, при обороне Рязани и Владимира) и сжигают дотла Торческ. Кочевником монголы переселяют в район Волги и включают в состав Золотой Орды, оседлые «клобуки», уцелевшие после Батыева побоища, быстро ассимилируются среди славянского населения.
В XIII веке «черные клобуки» навсегда исчезают из летописей. От «русских кочевников» остается только несколько названий на карте, истинный смысл которых уже почти забыт.
Максим Кузнецов