Утром 18 октября 2004 года, после проливного дождя, смотрители проникли в городище майя Тазумаль на западе Сальвадора и обнаружили то, что они считали катастрофой. Почти весь склон одной из двух главных пирамид рухнул. На южной стороне пирамиды покатая бетонная стена, возведенная в 1950-х годах и призванная напоминать первоначальные контуры сооружения, ослабла под дождем, соскользнула и лежала грудой щебня. Там, где раньше стоял бетон, смотрители теперь видели только обнаженную грязь.
К следующему вечеру el colapso de Tazumal стал национальным скандалом. СМИ обвинили правительственные власти в пренебрежении Тасумалем, самым известным археологическим памятником страны, который появился на сальвадорских почтовых марках и 100-колон банкноте. Политики потребовали отставки директора государственного института культуры “Конкультура”, который владеет и управляет им.
Тем не менее, небольшое ядро профессиональных археологов Сальвадора видело возможность. Для них обрушение фланга шириной в 60 футов в одночасье исправило то, что многие долгое время считали ужасной ошибкой,-заключив пирамиду в бетон в рамках сомнительного проекта реставрации. Чиновники Конкультуры согласились и вскоре объявили, что не только бетон не будет восстановлен, но и весь бетон, который окутывал пирамиду в течение почти 60 лет, будет удален, а место будет подвергнуто полномасштабным раскопкам, чтобы увидеть, какие секреты лежат внутри. Вторая, гораздо более крупная пирамида не пострадала от дождей 2004 года, и никто не планировал демонтировать ее бетонную оболочку.
Над зданием возвышается сильно отреставрированная классическая пирамида майя Тазумаля. Ученые задаются вопросом, какие тайны он мог бы раскрыть, если бы его бетонные стены были удалены. (Роджер Этвуд)
Два года спустя цемент, окружавший пирамиду Тазумаля, был почти полностью удален, и группа сальвадорских и японских археологов сделала несколько поразительных находок. Под руководством Фабрицио Вальдивьесо, начальника отдела археологии Конкультуры, они обнаружили захоронения, где, как считалось, их не существовало, интригующий набор керамики и архитектурных элементов, которые предполагают гораздо более сложную историю оккупаций, вторжений и мексиканских влияний, чем предполагалось ранее. Мало кто из сальвадорцев теперь хочет вернуть бетон в Тазумаль (аборигенное название, значение которого неясно).
Тазумаль и дюжина близлежащих руин дают новое представление о древней Мезоамерике, которая, если бы не ливень в 2004 году, могла бы навсегда остаться запертой в цементе. С последовательными этапами строительства, охватывающими годы до конца майя и после, Тазумаль укрепляет растущее мнение о том, что майя, возможно, пережили скорее медленный, неумолимый упадок, чем внезапный крах. Здания, возведенные до их падения, не были заброшены; они были просто перестроены в разных архитектурных стилях. Мир майя, возможно, был преобразован не столько катаклизмом, сколько своего рода культурной мутацией, поскольку центральные мексиканские влияния просочились через вторжение или миграцию.
Крушение пирамиды также заставило пересмотреть наследие человека, который “восстановил” Тасумаль, Стэнли Хардинга Боггса, колоритного американского эмигранта, которому часто приписывают привнесение современной археологии в Сальвадор. Внук президента США Уоррена Хардинга, Боггс вел раскопки в самых разных местах в Сальвадоре, Гватемале и Гондурасе. В двух местах, где он руководил раскопками, – в Тазумале и в руинах позднего майя в Сан-Андре близ Сан-Сальвадора, – он завершил свою работу, завернув сооружения в бетон с целью их сохранения. Он перестроил стены, полы, пандусы и лестницы, основываясь на своем понимании архитектуры майя, а затем окутал их тоннами портландцемента, чтобы создать гладкие памятники, которые выглядели слишком совершенными, чтобы быть реальными. В Сальвадоре популярное представление о том, как должен выглядеть монумент майя-ступенчатые пирамиды, площадки для игры в мяч, площади, – во многом было сформировано реконструкциями Боггса.
Хотя он был более суров, чем большинство, он был далеко не одинок в своем подходе. По всей Латинской Америке в середине двадцатого века чрезмерные усилия по реконструкции создавали то, что некоторые рассматривали как искусственные псевдо-сайты, предназначенные для привлечения туристов. Эти проекты опирались на воображение археолога, мешки с цементом и армии рабочих, более опытных в строительстве домов и прокладке теннисных кортов, чем в восстановлении руин. Tiwanaku в Боливии, Pachacamac в Перу и Uxmal в Мексике, среди других объектов, были подвергнуты критике как примеры слишком большой “реставрации”, основанной на слишком малом знании о том, как сайт выглядел в древности.
Автор: Роджер Этвуд
Книга Роджера Этвуда“История воровства” вышла в мягкой обложке.
© 2006 Археологический институт Америки archive.archaeology.org/0609/abstracts/pyramid.html |