Боевые подвиги Жанны д’Арк описаны подробно. Но в биографии национальной героини Франции есть две загадки: кем она родилась и как она погибла. Если придерживаться традиционной версии, что Жанна – дочь крестьянина из деревни Домреми, то возникают многочисленные вопросы: откуда простолюдинка знала латынь, умела владеть и рыцарским оружием, и искусством верховой езды, знала в лицо короля и имела представление о дворцовом этикете. Католическая церковь, канонизировавшая Жанну, объясняет всё это «божьими промыслом». Странным образом, церковной версии придерживались и советские историки – для них настолько важно было правильное классовое происхождение героини, что они готовы были закрыть глаза на мистику в её биографии. Современные историки, свободные и от религиозных, и от идеологических предрассудков, поднимая неудобные вопросы, предлагают ответы, снимающие все спорные моменты.
В работах современных французских историков всё чаще встречается версия, кардинально расходящаяся с традиционной биографией Жанны д’Арк: она внебрачная дочь королевы Франции Изабеллы Баварской и герцога Людовика Орлеанского, брата короля Карла VI, тайно рожденная в 1407 году и сразу отданная на достойное воспитание дворянам д’Аркам, владельцем деревни Домреми. Естественно, благородные опекуны обучили девочку королевских кровей всему, что было положено уметь знатной даме. Так как Жанна сызмальства тянулась к мальчишеским забавам, то у неё имелись все возможности познакомиться со сложным искусством владения мечом, копьем и боевым конем.
С тайной рождения Жанны тесно связана и тайна её смерти. В Средние века человеческая жизнь стоила недорого. Простолюдинов казнили с легкостью, и никакие мистические голоса, которые якобы слышали осужденные, их участь не смягчали. Наоборот, галлюцинации и видения чаще всего приписывали козням дьявола, что приводило к ужесточению следствия и пыткам. В случае с Жанной мы наблюдаем абсолютно другую картину. После пленения Девы англичанами, во время следствия в Руане в 1431 году, она содержалась в весьма комфортных условиях в замке Буврёй в комнате, где до неё останавливалась королева Англии. Судя по дошедшим до нас протоколам, вопросы ей задавались в вежливой форме, а ответы выслушивались весьма благожелательно. Мало того, епископ Кошон, председательствовавший на процессе, посылал ей блюда со своего стола (от слишком жирного карпа у подсудимой однажды приключилось расстройство желудка).
Дева Франции. Миниатюра конца 15 века
Официальное прозвище героини — Жанна Девственница или Дева Франции заставило следствие прибегнуть к экспертизе, но и она проходила весьма необычно. Обследование обвиняемой на предмет невинности проводил не палач и не какая-нибудь повивальная бабка, а специально приглашенная герцогиня Бедфордская со своим личным врачом Делашамбром. Осмотр показал, что Жанна из-за необычного строения тела была физически неспособна к половой жизни.
Интересно, что для Жанны подобное обследование было не первым. За два года до этого подобная экспертиза уже проводилась. Причем не кем-нибудь, а лично королевой Иоландой Анжуйской, тещей Карла VII. Венценосный гинеколог установила, что перед ней «подлинная и ненарушенная девственница». Похоже, при французском дворе всё же сомневались в истинной половой принадлежности излишне мужеподобной девушки.
Витраж с изображением святой Жанны
Епископ Кошон оказался перед непростым выбором. Англичане требовали казнить Жанну, причем как еретичку, ведьму и смутьянку. Однако требования были не очень настойчивыми — ведь если Жанна была членом французской королевской семьи, то она приходилась сводной сестрой английской королеве. Ох уж эти династические браки! В любом случае, в конце семидесяти обвинительных статей недвусмысленно замаячил костер. Но сжигать особ королевской крови в XV веке было как-то не принято.
В итоге 30 мая 1431 года на рыночной площади Руана состоялась странная казнь. 800 английских солдат огородили почти всю площадь. Ближайшие зрители находились минимум в тридцати метрах от костра. Повозка осужденной тоже была плотно окружена войсками. Её голову покрывал не только обычный для аутодафе бумажный колпак, но и низко надвинутый и скрывавший практически всё лицо капюшон. Столб, к которому привязали жертву, отгораживал от публики еще и огромный щит с крупно намалеванным приговором — редкость для подобных зрелищ. Его отодвинули, только когда палач багром разгрёб пылающие дрова и предъявил толпе уже обуглившееся тело. Лицо казненной рассмотреть никому не удалось.
Жанна на костре
Сразу после казни многие сомневались, что сожгли действительно Жанну. Вот свидетельства современников: «В городе Руане в Нормандии она была возведена на костер и сожжена. Так говорят, но с тех пор было доказано обратное!» (Летопись настоятеля собора св. Тибо в Меце.). «Велели ее сжечь при всем народе. Или какую-нибудь другую женщину, похожую на нее. О чем многие люди имели и все еще имеют разные мнения» (Рукопись № 11542 Британского музея в Лондоне). Странно, но в городском архиве Руана, где сохранились документы о нескольких казнях, совершенных в 1431 году (счета на дрова, расписки о вручении денег палачу и. т. д.) о сожжении Жанны Девственницы вообще не упоминается. Не сохранился и смертный приговор, который должны были вынести светские власти.
В 1436 году в Меце состоялась свадьба. Брачный договор, оригинал которого историки обнаружили в 1907 году, погиб во время артобстрела города Френ-ан-Вуавр во время Первой мировой войны. Но сохранилась летопись настоятеля собора св. Тибо в Меце: «И там был заключен брак между мессиром Робером дез Армуазом, рыцарем, и упомянутой Жанной Девственницей, а затем уехал названный господин дез Армуаз с женой своей Девственницей на проживание в Мец, в жилище упомянутого господина Робера, каковое он имел в приходе святой Сеголены». Что за Жанна Девственница? Возможно тут какая-то путаница?
Портрет Робера дез Армуаза
Но выясняется, что еще до бракосочетания личность невесты Робера дез Армуаза удостоверили братья Пьер и Жан д’Арки, выросшие вместе с Жанной в Домреми. Летопись настоятеля мецкого собора сообщает: «В сем году (1436 г.), в 20-й день мая, Девственница Жанна, каковая пребывала во Франции, прибыла в Гранж-оз-Орм подле Сен-Приве и была туда приведена, чтобы поговорить с некоторыми из вельмож Меца, и велела называть ее Клод… И в тот же день навестили ее оба брата, из коих один был рыцарем, а называть себя велел мессир Пьер, а другой, Маленький Жан, был оруженосцем. И думали они, что она была сожжена. И когда увидели они ее, они ее признали, и так же поступила она с ними».
Четырехлетнюю паузу в биографии Девственницы объясняют её заключением в замке Монротье, в Бургундии, где до сих пор показывают комнату Жанны. Добираясь из мест заточения до Лотарингии, где прошло её детство, она использовала имя «Клод». В «Дневнике парижского горожанина», сохранившемся в архиве Ватикана, есть упоминание о проповеди главного инквизитора Франции Жана Граверана: «Она отреклась от своих заблуждений и что в качестве покаяния ей было назначено четыре года тюрьмы на хлебе и воде, из которых она не отбыла ни дня… Она требовала, чтобы ей служили как знатной даме».
То, что Жанна дез Армуаз и есть Орлеанская Дева, подтвердили сотни людей, прекрасно знавших Жанну ранее. Со времен её боевых подвигов прошло менее десяти лет, и вряд ли жителей Орлеана и Тура поразил массовый склероз. В честь гостьи устраивались пышные пиры и многочисленные приемы, в которых участвовали те, кто сражался с Девой плечом к плечу, в том числе и её ближайшие сподвижники, например, маршал Жиль де Ре. Если бы хоть кто-то объявил вновь обретенную Деву самозванкой, вряд ли бы многочисленные торжества прошли столь безоблачно.
Город Мец
В конце сентября 1439 года с дамой дез Армуаз встретился и король Карл VII, на чьей коронации в 1429 году как почетная гостья присутствовала Девственница Франции и, возможно, её сводный брат. Вот что пишет об этой встрече Гийом Гуффье, сеньор де Буази и камергер короля Карла VII: «Жанна направилась прямо к королю, чем он был поражен и не сумел найти других слов, как те, что сказал ей очень ласково, поклонившись: «Девственница, душенька моя, добро пожаловать, во имя Господа нашего, ведающего тайну, которая есть между Вами и мной…».
Сторонники традиционной версии пытались и пытаются объявить Жанну дез Армуаз самозванкой, а всех, кто её узнавал — соучастниками мошенничества. Но в таком случае поведение лже-Жанны крайне странно, а её соучастниками оказывается половина Франции, включая короля. Иногда встречаются упоминания о некоем парижском процессе, который якобы разоблачил самозванку и даже выставил её у позорного столба. Однако подлинных документов процесса не сохранилось. Возможно, он и был, но осудил одну из нескольких лже-Жанн, объявлявших себя Девами безо всяких на то доказательств. Профессия «детей лейтенанта Шмидта» имеет средневековые корни.
Портрет Жанны дез Армуаз
Чтобы уличить даму дез Армуаз в самозванстве, некоторые историки пытались даже приписать ей рождение двух сыновей, что было биологически невозможно для Девы Франции, но генеалогическая история семейства дез Армуаз опровергает это утверждение — брак Жанны и Робера был бездетным. Кем бы ни была Жанна — самозванкой или Девой Франции, её земной путь закончился в 1449 году. Именно в этот год в записях о пенсионных выплатах Орлеана официальной матери его спасительницы появилось дополнительное слово — до этого получательницей значилась «мать Девы Жанны», а с 1449 — «мать покойной Девы Жанны». Совпадение?
Сомнения по поводу традиционной биографии Жанны д’Арк звучат на протяжении почти семи столетий. В XX веке историкам стало труднее: их изыскания начали противоречить канонической биографии официальной святой — в 1920 году Ватикан канонизировал Жанну. Если в житие вписаны крестьянское происхождение и смерть на костре, то доказательства противоположного являются ересью. Сторонники традиционной версии как французские, так и советские, называли своих оппонентов пошляками, любителями сенсаций, ниспровергателями основ и франкофобами. Однако обидными кличками не снять до сих пор остающиеся без ответов загадки в биографии самой знаменитой французской героини.
Ну, а мощи Жанны д’Арк оказались фальшивкой. Жанна д’Арк была сожжена на костре в 1431 году в нормандском городе Руан. Согласно легенде, некий почитатель Орлеанской девы подобрал ее останки на пепелище костра, где состоялась казнь. А всплыла “реликвия” в 1867 году в Париже – на чердаке одной из аптек нашли банку с костями. Надпись на сосуде гласила, что останки принадлежат Жанне д’Арк.
Помимо выглядевшего обожженным человеческого ребра, на чердаке нашли также несколько кусков почерневшей древесины, 15-сантиметровый обрывок материи и кошачью бедренную кость. В средневековой Европе было принято вместе с ведьмами сжигать на костре и черную кошку, так что наличие кошачьих костей рядом с “реликвией” удивления не вызвали. Останки были переданы архиепископу Турскому и признаны церковью истинными, а следовательно – священными. Они были отданы на хранение в музей города Шинон, в Шинонский замок. В 1920 году национальную героиню Франции объявили святой.
Год назад патологоанатом Филипп Шарлье из госпиталя Рэймона Пуанкаре недалеко от Парижа получил разрешение Французской католической церкви на обследование святыни. Он использовал многочисленные методы научного анализа, включая спектрометрию, электронную микроскопию и исследование пыльцы. Группа исследователей была уверена, что речь идет о поддельной реликвии. На это указывало много фактов. Выяснилось, что обрывок ткани не обгорел, а был окрашен. Анализ черного налета на человеческом ребре и кошачьей кости показал, что он образовался не в результате огня, а в процессе бальзамирования с применением древесной смолы, битума и других химических веществ.
Последние исследования ученых подтвердили их догадку. Радиоуглеродный анализ показал, что кости относятся к периоду между VI и III веками до нашей эры, то есть задолго до рождения Орлеанской девы. Кошачья кость датирована тем же отрезком времени и тоже мумифицирована. Ученые также обнаружили в мощах сосновую пыльцу. В XV веке сосны в Нормандии не росли, но вот пыльца вполне могла содержаться в смоле, которую использовали древние египтяне при бальзамировании.
Останки изучали и два эксперта по запахам. Оба независимо друг от друга определили, что от останков исходят запахи обгоревшего гипса и ванили. И если запах гипса подтверждает теорию, что Жанну сожгли прикованной к гипсовому столбу, то ванильный аромат никакого отношения к кремации не имеет. Он обычно исходит от вещества, образующегося в процессе разложения тканей.
По мнению Шарлье, руководившего исследованиями, куски египетской мумии выдал за священную реликвию некий аптекарь XIX века, на чердаке которого и была обнаружена банка с “останками”. Шарлье полагает, что аптекарь мог это сделать не ради денег, а “из религиозных соображений”, сообщает “Би-би-си”.
“Возможно, это понадобилось для того, чтобы ускорить процедуру канонизации (Жанны д’Арк – ред.)”, – полагает исследователь.
Жанна умерла 4 мая 1449 года в замке Жольни. Похоронена в Пьллиньи в часовне. Об этом см к\ ф “Противоречивая история Жанны д Арк” ч.2.