О том, как в наших краях около полутора тысяч лет назад оказались готы, рассказал доктор исторических наук, профессор, завкафедрой всеобщей истории историко-филологического факультета НИУ «БелГУ» Николай Болгов.
На север и обратно на юг
«Если начать издалека, – начал учёный, – то готы – это древнегерманские племена, которые в ходе расселения индоевропейцев обосновались на территории современной Дании и на юге Швеции. Есть и более конкретные привязки: например, остров Готланд в Балтийском море, недалеко от Стокгольма, по своему названию подходит на роль родины всех готов. Но не все учёные с этим согласны. При этом готский язык в памятниках письменности более всего похож именно на шведский».
Во II веке н. э. готы в поисках лучшей жизни двинулись на юг: прошли через территорию современной Польши, перебрались через Карпаты и вышли к северному Причерноморью, где и расселились в III–IV веках. К этому времени союз готских племён разделился на две ветви: вестготы (западные) заняли территории будущих Молдавии и Румынии, а остготы (восточные) заселили территорию, примерно соответствующую нынешней Украине, за исключением степного юго-востока.
В археологии обе ветви соответствуют черняховской культуре. Так назвал её в конце XIX века археолог Викентий Хвойка по поселению Черняхов, недалеко от Киева. По словам Николая Болгова, огромная территория, заселённая готами, – фактически площадь современных Украины, Молдавии и Румынии вместе взятых – имела сходную материальную культуру: одинаковый тип поселений и жилищ, общий погребальный обряд и многое другое. Благодаря письменным источникам мы знаем, что это объединение в IV веке называлось государством Германариха (или Эрманариха) – полулегендарного короля-вождя, который полвека железной рукой правил этой территорией. Впоследствии готское государство пало под ударом гуннского нашествия 375 года.
Часть готов оказалась под властью Аттилы, а часть, бежав на юг, попыталась интегрироваться в Римскую империю, но не очень успешно. После битвы при Адрианополе в 378 году, когда готы разгромили римские легионы во главе с императором Валентом, они проникли во все сферы жизни Римской империи, заняли ключевые командные посты в армии. А уже в августе 410 года воины готского вождя Алариха штурмом взяли Рим.
Особый путь
«В историографии королевство Германариха выделяется как некий особый путь перехода между древностью и Средневековьем. Варварские королевства Западной Европы мы знаем неплохо – франки, англосаксы, лангобарды. Судьба этих племён сейчас является частью национальной истории государств, на территориях которых они обитали.
Всё это, по сути, осколки Западной Римской империи, где всё началось заново под политической властью этих германских королевств. Этот путь развития называется романо-германским синтезом, – объясняет Болгов. – А вот государство Германариха даёт нам альтернативный путь, без прямого влияния Рима. Королевство появилось буквально в чистом поле. Причём это было не просто государство, а образование имперского типа».
По размерам и количеству населения королевство Германариха было вполне сопоставимо с будущей Киевской Русью, с той лишь разницей, что географически оно ориентировано не с севера на юг, а с запада на восток. Поэтому можно говорить о самобытной попытке перехода к государственности на периферии позднеантичного мира. К сожалению, она была пресечена гуннским нашествием. Если бы полчища Аттилы не смели молодое готское государство, неизвестно, какой бы стала история человечества. И кто знает, на каком языке были бы сейчас написаны эти строки.
Готский Крым
«Сегодня в исторической науке идёт переосмысление роли готского государства, – продолжает профессор. – Долгое время учёные либо не акцентировали внимание на готской природе черняховской археологической культуры, либо считали готов лишь одним из народов, оставивших её. Возможно, это было вызвано в том числе и политическими причинами: древних германцев нередко связывали с агрессивными устремлениями немецкого нацизма. И это неудивительно, ведь у самих нацистов такая связка прослеживалась чётко.
Возможно, именно поэтому во время оккупации Крым включили непосредственно в рейх, а остальные территории (Украина, Беларусь, Прибалтика) входили в состав специально образованных рейхскомиссариатов, то есть оккупированных территорий. Сам Крым нацисты собирались переименовать в Готенланд («земля готов»), Симферополь – в Готсбург, а Севастополь – в Теодорихсхафен, в честь короля остготов Теодориха. Словом, вся идеология немцев в тот период была нацелена на то, что Крым – это изначально готская, германская земля».
По словам историка, до сих пор нет однозначного ответа на вопрос, когда и как готы попали в Крым. Германские вещи на территории полуострова комплексно фиксируются в период существования королевства Германариха (середина – вторая половина IV века), а отдельные предметы известны и ещё раньше. Но более чётко следы готов в Крыму прослеживаются с V–VI веков, что говорит об их постоянном поселении здесь.
«Историки Прокопий и Иордан упоминают о княжестве Дори – скорее всего, речь идёт о горном Крыме и поселениях Мангуп-Кале и других. Там готы просуществовали аж до самого нашествия турок, – рассказывает Николай Николаевич. – Греко-готское княжество Феодоро погибает в конце XV века вместе с Византией. Но и в XVI веке фламандский путешественник Ожье Гислен де Бусбек уже в Крымском ханстве записывает около 200 слов местных жителей, которые кажутся ему похожими на шведские».
Житьё-бытьё
«В учебной литературе в начале 2000-х я встретил такой казус, – вспоминает Болгов. – В одной книге готы были названы кочевниками. Это в корне неверно. Готы, точно так же, как и древние славяне, вели оседлый образ жизни и занимались земледелием – выращивали зерновые культуры».
По словам историка, о материальной культуре готов можно судить по погребениям, которые раскапывают археологи. Их одежда – кожаная или тканая – была типичной для варваров того времени. У женщин на одежде множество металлических украшений – декоративных фибул (булавок), нашивок и прочих висюлек. Мужчины, в отличие от римлян, носили штаны.
«В античной цивилизации не было штанов – считалось, что они стесняют движения. Римляне, как и греки, носили свободные длинные рубахи без рукавов – хитоны. Воины Ксенофонта, например, даже в походе через армянские горы шли без штанов – в лучшем случае носили шерстяные накидки наподобие пончо. Штаны, распространённые у германских племён, – это другой тип культуры, – поясняет Болгов. – Интересная история получается и с фибулами: как известно, древние римляне носили их на плече как булавку, которой застёгивали ткань, край одежды. Когда германцы увидели это, то стали прикалывать фибулы на плечо просто ради украшения, ведь ходили они в рубашках, и нужды в булавках у них не было. Это можно расценивать как подражание чистой воды, но в этом жесте – все варвары, две столкнувшиеся картины мира».
Готские воины носили пояса с большим количеством металлических деталей, что для археологов, конечно, рай. В погребениях черняховской культуры учёные находят много фибул и украшений, характерных для всей эпохи великого переселения народов и для готов в частности.
«Иногда эти вещи были функциональны, но в большинстве своём просто висели без дела, украшали, – рассказывает Николай Болгов. – Обычно их делали из золота низкого качества и добавляли полудрагоценные камни – альмандины, гранаты например. Такая техника инкрустации называется клуазоне».
Белгородский след
Что же касается истории нашего края, то западная треть Белгородской области – Грайворон, Красная Яруга, Борисовка – в IV веке территориально относилась к государству Германариха. Королевство было не моноэтничным: готы управляли конгломератом, в который входили и славяне, и остатки сармато-аланского населения. Восточный край государства Германариха проходил по границе лесостепи, до верховьев Северского Донца. А от Оскола и восточнее жили уже аланские племена.
По словам Болгова, одну из семи известных на данный момент надписей руническим письмом, найденных археологами на территории бывшего СССР, обнаружили в селе Мощёном Грайворонского района. Это женский костяной гребень, на котором рунами нацарапано имя Гунта – сокращение от женского имени Гунтхильда (мужской вариант имени Гунтер, Гюнтер). По мнению некоторых исследователей, имя нацарапала сама хозяйка гребня, что свидетельствует о грамотности не только мужского, но и женского населения государства Германариха.
Гребень обнаружил на границе 1990–2000 годов сотрудник грайворонского музея Виктор Ерошенко. Описание находки опубликовали в научной статье в Санкт-Петербурге, после чего судьбу гребня отследить сложно. По одной из версий, ныне покойный Ерошенко передал находку своему коллеге – выдающемуся исследователю готов, автору труда «Готский путь» Марку Щукину, который работал в Санкт-Петербурге. Но и его вскоре не стало. Возможно, и сейчас уникальный гребень лежит где‑нибудь в запасниках питерского Эрмитажа. С тех пор подобных находок с рунами не было.
«У нас в области пока сложно с археологией, – подчёркивает Болгов. – На территории региона более сотни объектов, занесённых в федеральный реестр как памятники археологии, которые надо раскапывать, – как целые городища, так и отдельные некрополи. При этом у нас в области работает всего один штатный археолог в университете и несколько сотрудников в Белгородской археологической экспертизе. Для сравнения: при сопоставимом количестве памятников в Липецке таких исследователей больше тридцати. В полевой сезон у нас трудятся от силы две-три экспедиции, которые занимаются раскопками. Ещё лет 15 назад кто‑то из учёных сказал: «Белгородская область – прекрасный регион, но в плане археологии это почти белое пятно на карте».
Редакция напоминает, что любые земляные и строительные работы на территории России невозможны без предварительного археологического обследования и соответствующего разрешения от регионального органа охраны объектов культурного наследия.