27 января 2026 года международная научная группа опубликовала статью в Astrophysical Journal Letter под названием «Холодный кандидат в планеты размером с Землю, проходящий транзитом у K-карлика десятой величины из K2». Команду возглавлял аспирант в области астрофизики Александр Веннер из Университета Южного Квинсленда, Тувумба, Австралия, который сейчас работает научным сотрудником в Институте астрономии Общества Макса Планка, Гейдельберг, Германия.
Период обращения планеты, которая пока числится «кандидатом» и требует дальнейшего подтверждения, скорее всего, будет таким же, как у Земли, — около одного года. Планета HD 137010 b также может находиться на внешней границе «зоны обитаемости» своей звезды — на таком расстоянии от звезды, при котором на поверхности планеты может образовываться жидкая вода при наличии подходящей атмосферы.
Это может оказаться первой экзопланетой с земными свойствами, которая, с нашей точки зрения, пересекает диск звезды, похожей на Солнце, достаточно близкой и яркой, чтобы можно было провести значимые последующие наблюдения.
Количество тепла и света, которые такая планета может получать от своей звезды, подсчитанное авторами, якобы составляет менее трети от того, что Земля получает от Солнца. Несмотря на то, что звезда HD 137010 относится к тому же спектральному классу, что и наше Солнце, она холоднее и тусклее. Это может означать, что температура поверхности планеты не поднимается выше -90 °F (-68 °C). Для сравнения: средняя температура поверхности Марса составляет около -85 °F (-65 °C).
Планете HD 137010 b также потребуются дополнительные наблюдения, чтобы перейти из категории «кандидатов» в категорию «подтверждённых». Для идентификации планет учёные, изучающие экзопланеты, используют различные методы, и это открытие было сделано на основе единственного «транзита» — единственного случая, когда планета пересекла лицо своей звезды, что привело к своего рода миниатюрному затмению, — зафиксированного во время второй миссии «Кеплера», известной как K2.
Даже по одному транзиту авторы исследования смогли оценить орбитальный период планеты-кандидата. Они отследили время, за которое тень планеты пересекла поверхность звезды, — в данном случае 10 часов, в то время как на Земле это занимает около 13 часов, — а затем сравнили его с орбитальными моделями самой системы. Тем не менее, несмотря на то, что точность этого единственного обнаружения намного выше, чем у большинства транзитов, зафиксированных космическими телескопами, астрономам необходимо наблюдать за регулярными повторениями этих транзитов, чтобы подтвердить, что они вызваны реальной планетой.
А зафиксировать больше транзитов будет непросто. Орбитальное расстояние планеты, столь близкое к земному, означает, что такие транзиты происходят редко. Подтверждение может быть получено в результате дальнейших наблюдений с помощью преемника «Кеплера»/K2, спутника НАСА TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite, спутник для исследования транзитных экзопланет), который до сих пор является рабочей лошадкой для обнаружения планет, или с помощью спутника Европейского космического агентства CHEOPS (CHaracterizing ExOPlanets Satellite). В противном случае сбор дополнительных данных о планете HD 137010 b придётся отложить до появления следующего поколения космических телескопов.
Несмотря на возможность существования холодного климата, HD 137010 b может оказаться планетой с умеренным или даже влажным климатом, считают авторы статьи об этой экзопланете. Ей просто нужна атмосфера с более высоким содержанием углекислого газа, чем наша. Научная группа, основываясь на моделировании возможной атмосферы планеты, оценивает вероятность того, что она находится в «консервативной» зоне обитаемости вокруг звезды, в 40 %, а вероятность того, что она находится в более широкой «оптимистичной» зоне обитаемости, — в 51 %. С другой стороны, авторы исследования говорят, что вероятность того, что планета находится за пределами зоны обитаемости, составляет примерно 50 %.
