«Мы знаем, что видимая сторона Луны выглядит иначе, нежели обратная, с тех пор, как получили возможность их сравнить. Но до сих пор не было ясно, на какую глубину простираются эти различия», – сказал главный инженер Райан Парк из Лаборатории реактивного движения НАСА в Калифорнии.
Вместе с коллегами он изучил данные миссии GRAIL (Gravity Recovery and Interior Laboratory — изучение гравитационного поля и внутреннего строения), исследовавшей наш спутник в 2012 году.
В рамках этой программы два космических зонда следовали друг за другом по практически одной орбите вокруг Луны, собирая данные о том, как ее гравитация влияет на их движение. Поскольку гравитационное поле отражает физические особенности небесного тела, это позволило исследователям рассчитать форму Луны и ее деформацию под действием приливных сил Земли.
По данным GRAIL Парк и его коллеги точно рассчитали, насколько наш спутник подвержен деформации под действием гравитации Земли. Оказалось, что этот показатель на 72% выше, чем был бы, если бы Луна внутри была идеально симметричной и однородной.
Команда изучила различные причины этой аномалии, включая химический состав Луны. Лучше всего с измерениями согласуется модель, в которой недра под видимой стороной горячее, чем под противоположной — то есть температура распределена неравномерно.
Эта модель внутреннего строения Луны также согласуется с известными данными о ее вулканической истории и распределении радиоактивных элементов, таких как уран и торий, вблизи ее поверхности, заметил Шон Соломон из Колумбийского университета в Нью-Йорке.
Опубликовано в журнале Nature.